Angelologia. Православное учение об Ангелах

  • На главную страницу
  • Духовный мир
  •  

    Angelologia. Православное учение об Ангелах

    ___________________

    Протодиакон Андрей Кураев

    О чудесах мнимых и истинных

     

    Во все времена человек стремился к чуду, жаждал сверхъестественного исполнения желаний или разрешения проблем. Не так давно люди увлекались научной фантастикой, но сейчас, насытившись научно-техническим прогрессом, потянулись к мистике. Но так ли это невинно и безопасно, как может показаться на первый взгляд? Что же такое чудо в нашей жизни и как отличить истинное чудо от ложного - об этом рассуждает известный православный богослов диакон Андрей Кураев.

     

    - Отец Андрей, что такое, по-вашему, чудо и какую роль играют чудеса в жизни современного человека?

    - Я думаю, каждый человек обречен на то, чтобы воспроизводить ситуацию своего собственного духовного рождения. У меня получилось так, что к Богу, к Церкви я пришел не через чудеса. Передо мной стоял философский вопрос: поиск правды, смысла жизни. Я стал верующим усилием воли и мысли, меня не потрясали те или иные чудеса. А потому и по сию пору я не склонен ставить чудеса во главе духовной жизни. Чудо само по себе доказывает только, что мир не сводится к бессмысленным актам природы, к материальному строению, что есть сверхчеловеческая, сверхобыденная реальность. Но что это за реальность, каково имя ее, какой у нее замысел о нас? Разные религиозные традиции отвечают на этот вопрос по-своему. И поэтому чудо не может доказать истинность Православия или христианства. Помню, году в 88-м шел по Арбату. Тогда Арбат был открытой зоной, там бродили первые уличные проповедники, в основном кришнаиты. У меня завязалась беседа с одним из них. И он говорит: "Да ваш Христос, он всего лишь йог-неудачник. Я вот тоже могу по воздуху летать". Пришлось ответить, что я и не сомневаюсь в его способностях и даже не прошу их демонстрировать, т. к. я не атеист, а христианин. Для меня нет проблемы в том, что есть чудеса, у меня вопрос - какого вы духа, каков источник ваших чудес. Еще помню, разговорился с одной девочкой-кришнаиткой. Она еще ходила в обычном светском платье, а значит, недолго была в секте. И вот я ее спрашиваю: "Скажи, пожалуйста, за время твоего общения с этими ребятами в тебе что-то изменилось?" - "Да, конечно, я научилась испытывать трансцендентальное наслаждение. Махамантра! Она так много дает!" - "Скажи, а что кроме этого изменилось в твоей жизни?" Девушка удивилась и поинтересовалась, а что именно могло измениться. Я пояснил: "Ну, может быть, отношение к людям, к друзьям, к родителям. Может, больше стало любви к этим людям". "Нет, - говорит, - пожалуй, нет. Все осталось прежним".

    Для меня это показательно. Ведь главное чудо, которое может произойти в мире, - это не переставление Эвереста с места на место, а переставление гор своих грехов, пристрастий, привычек. Христос не говорит "блаженны творящие чудеса", но "блаженны милующие".

    В Православии главное - это изменение твоего внутреннего мира. Так что истинность Православия доказывается не столько чудесами или пророчествами, сколько тем, что люди, от которых вроде бы нельзя было ожидать каких-нибудь покаянных перемен, меняются.

    Чтобы не говорить о политиках, когда-то проповедовавших одно, а сейчас говорящих другое, давайте вспомним людей, которых вряд ли можно заподозрить в утилитарности мышления, в неискренности. Скажем, актриса Екатерина Васильева. Человек жил в театральном мире, мире "тусовки", где каждый ловит лишь свое отражение... Все у нее было, и прежде всего - добротный имидж в тех кругах, которые были для нее авторитетными. И вдруг она бросает вызов своей среде (своей, а не официальной, что гораздо сложнее, т.к. легче идти против государственной власти, нежели против дворовых авторитетов). Оставляет театр, становится церковной старостихой (сейчас, слава Богу, неофитский карантин кончился, и она снова начала сниматься). Разве не чудо?

    Или рок - музыканты. С точки зрения церкви, более отдаленных от нее людей нет. В массовом церковном сознании существует мнение, что рок - это сатанизм, дебилизм, разврат, наркомания... И вдруг люди, которые этой музыкой живут, - Юрий Шевчук или лидер группы "Агата Кристи" - сегодня позиционируют себя как православные. Когда даже из этого мира идут какие-то религиозные токи, это, на мой взгляд, тоже чудо.

    - Отец Андрей, если чудеса - не главное в религиозной жизни, то возникает вопрос: зачем в Евангелии рассказывается о чудесах, которые творил Христос, когда можно было бы ограничиться проповедью христианства?

    - Чудеса есть свидетельства того, что Небо становится ближе. Чудеса есть знак соприсутствия, встреченности, не одиночества. Путь к встрече не через чудеса пролегает, но чудеса оказываются на церковном языке знамениями того, что эта встреча состоялась.

    Пытаясь понять Церковь, необходимо совместить в сознании две вещи, казалось бы, противоположные.

    С одной стороны, Церковь не придает большого значения чудесам - нельзя искать чудес, требовать чудес, желать чего-нибудь неожиданного, с другой стороны, каждая наша молитва - это молитва о чуде. Совершенно справедливо писал Иван Тургенев: "Каждое прошение, каждая молитва сводится к тому, что, Господи, ну сделай так, чтобы дважды два было пять. Но при этом православный человек, когда молится о чем бы то ни было, начиная с того, что "хлеб наш насущный дай нам днесь" и кончая молитвой об исцелении своей доченьки, он в конце концов завершает свою молитву неким смягчающим обращением: "Впрочем, да будет воля Твоя, Господи". В этом - существенное различие между заговором и молитвой. Заговор предполагает, что у колдуна есть власть над духовным миром и эту власть он проявляет, навязывает свою волю духовным реалиям. А молящийся человек знает, что Тот, к Кому он обращается, бесконечно выше его, и поэтому человек просит, а не диктует Богу свою волю.

    Итак, с одной стороны, Церковь говорит "чудес не ищи", а с другой, каждая молитва - это прошение о чуде.

    Но есть еще и третья сторона, третья точка этого странного треугольника. Это то, что чудо естественно в жизни христианина. Понимаете, в церковной среде даже не принято рассказывать о чудесах. Стpaнны не чудеса, а их отсутствие. Помните фильм "Тот самый Мюнхгаузен"? Барон составляет распорядок дня: объявить войну Англии, слетать на Луну... То есть чудеса включены в его повседневный график таков, образно говоря, и распорядок дня религиозного человека: я иду в храм на водосвятный молебен, чтобы получить святую воду, которая будет меня исцелять и защищать, - следовательно, на это чудо у меня предусмотрено полчаса... Чудеса совершенно естественно входят в жизнь христианина. Чудо - далеко не всегда глас с Небес или купина неопалимая. Чудо может войти в твою жизнь через обычного человека. Я - книжник, и чудеса в моей жизни по большей части книжные. В нужную минуту находится нужная книга, раскрывается на нужной странице...

    - А что для Вас было главным чудом в жизни?

    - Для меня самое значимое чудо - это то, что было со мной в день моего крещения. Господь дал пережить благодать Таинства крещения, полноту радости. Для меня это гораздо важнее, чем другие свидетельства, которые я читаю в книжках. Когда я крестился, мне было уже девятнадцать лет. Это быть шаг от Бердяева к Церкви, от идеи о Боге к живому Христу. То есть я вошел в Церковь и не вышел... и, надеюсь, не выйду. Для меня это первое и самое большое чудо.

    - А каким было последнее чудо в Вашей жизни?

    - Оно было 24 марта 2003 года. Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного в этот день в Храме Христа Спасителя проводил заседание организационного комитета по программе Всеправославной молитвы "Просите мира Иерусалиму". По окончании официальной части президент Фонда А. В. Мельник пригласил меня в свой офис на Ордынку. Мы решили, что наше знакомство и беседа заслуживают того, чтобы обрести посредника в "коммуникационном процессе" - в виде бутылки виски. И вот после тоста ставлю я рюмку на стол, а она начинает двигаться. Едет так сантиметров пятнадцать по прямой к краю стола и медленно и неравномерно вращается вокруг своей оси. Все семеро присутствующих изумленно глядят за ее медленным путешествием. Мидовец, сидящий между мною и Мельником, пробует подставить руку к краю стола, чтобы успеть ее поймать, когда она-таки свалится. Я успеваю сказать: "Да тут у вас прямо полтергейст какой-то!". Честно говоря, начал я эту фразу с намерением пошутить, но по ходу произнесения понял, что это и в самом деле оно самое. И тогда вместо того, чтобы прикасаться к этой рюмке рукой, издалека крещу ее. Она тут же стала - за пять сантиметров до краешка стола.

    Спрашиваю хозяина: освящен ли ваш офис. Он говорит: нет, мы только что сюда переехали, еще месяца нет. А освящение планировали после Пасхи... Очевидно, от старых хозяев осталось дурное духовное наследие. О таких событиях я много слышал от священников, но сам увидел впервые.

    - А церковь ведет какой-то реестр чудес? Исследует их?

    - Иногда. Но Православие по своей сути чуждо пиаровским технологиям. У нас не в чести публичность.

    - Если вам будет рассказывать о приходе в Церковь человек, которого поразило произошедшее с ним чудо... Вы поверите?

    - Конечно, это возможно. Только теперь я буду просить человека выстроить свою веру на более твердом основании, на слове Божьем, на знании церковного учения, с тем, чтобы новое чудесное потрясение, которое может с ним произойти, не вытолкнуло бы его из Церкви.

    - Существуют чудеса, которые, казалось бы, признаются и наукой, такие как Туринская Плащаница, сошествие Благодатного Огня. Но есть мнение, что чудо является чудом только тогда, когда не признается наукой.

    - Величайшее чудо - это существование мира, существование жизни человека. И существование жизни признается наукой. Но меня всегда смущают регулярно повторяющиеся чудеса. Когда мне говорят, что всегда вот в этом месте, в это время происходит чудо, я настораживаюсь. Когда мне говорят, что на Пасху всегда солнышко светит или на Благовещение птички гнезда не вьют... Это меня несколько раз понуждало приглядываться. Пасху 2000 года я встречал в Праге, так там просто снегопад был, там солнышка совершенно не было видно.

    Видите ли, Бог христиан - это Бог тактичный. Он не насилует свободу человека. И Господь в Евангелии не чудесами вытягивал веру, но в ответ на веру творил чудеса. Вы упомянули Туринскую Плащаницу. Это чудо настолько тактичное, что тот, кто желает, видит в нем чудо, тот, кто желает, видит подделку. Есть научные доводы и в пользу аутентичности (т.е. я могу признавать плащаницу отпечатком Иисуса из Назарета, и в этом не будет ничего погрешающего против научной добросовестности), и в пользу того, что это творение более позднего времени, неизвестно как сделанное. И у той и у другой точки зрения есть достаточно веские аргументы, доказывающие правоту. В своей несовместимости они оставляют "зазор" для твоего сердца, твоего желания. Что ты желаешь увидеть - тем для тебя это и будет. Если ты хочешь видеть здесь подделку - для тебя это будет не более чем кусочек древней ткани, и тогда твоя душа останется просто в мире вещей. Но если ты желаешь чуда - для тебя это будет чудом, святыни, пятым Евангелием.. тогда ты окажешься в мире, где все осмысленно, в мире знамений.

    С Благодатным Огнем то же самое. Кто-то видит в этом "естественное явление", говорит, что "это все фотовспышки, блики телекамер" или еще что-то. А для кого-то это чудо. Кого-то этот Огонь обжигает, кого-то нет. Это еще зависит от настроя человека, его ощущений. Т.е. эти чудеса не навязаны человеку. Ему дается право выбирать, верить или нет. .

    - Может ли человек сам создать чудо, породить его своими психологическими усилиями?

    - Да, конечно. Человек может зазвать к себе в гости "инстанции", творящие чудо. А они опять же очень различны. Что и происходит во всевозможных сектах.

    - Среди верующих иногда можно услышать споры, что вот, дескать, существуют православные чудеса, а есть католические. Католики не принимают православные чудеса, православные - католические. Но разве есть какое-то отличие чудес от чудес?

    - Есть промысел Божий над всем человечеством. Я думаю, даже в жизни атеиста есть чудеса, которые он, правда, быстро забывает. Господь посылает дождь и на грешников, и на праведников, и забота Божия существует о всех Его чадах, даже о тех, кто о Нем не знает.

    Но есть чудеса, связанные с видениями. И здесь православный человек должен быть осторожен. У католиков, по-моему, тут меньше осмотрительности. Например, у одной шведской католической святой начала двадцатого века были видения и голоса, которые утверждали, что придет на землю цивилизация любви. И якобы Христос сказал ей: ты знаешь, Я не самореализовался в любви на земле, Меня слишком рано распяли, и Я хочу, чтобы до конца мира настало полное царствие любви. И поэтому Я сделаю так, что все в мире объединятся - и христиане, и иудеи, и мусульмане, и т. д. Будет единая вера, все будут дружить, и только потом придет антихрист. Идеология этой святой теперь лежит в основе идеологии папы Иоанна-Павла II . Но что это были за голоса - никто даже не задумался.

    Конечно, и православный может довериться, чему не надо. Вопрос в реакции Церкви на эту ошибку. Такие мистические состояния, которые в Православии рассматриваются как неудача, в другой конфессии могут оцениваться как норма, как проявление святости, чуда.

    - Странно, восточная Церковь считается самой мистичной из всех христианских Церквей, но в то же время настороженнее всех относится к чудесам.

    - Я думаю, в глубине своей одно с другим связано. Тот, кто отказывается пить из придорожной лужи, в конце концов, выкапывает колодец с чистой водой.

    - Мироточение икон, их самообновление - у Вас нет подозрения, что часть этих чудес инспирирована отнюдь не божественной силой?

    - Таких подозрений у меня совершенно нет. Разве что имеет место инспирация не человеком, а некой духовно противоположной силой - то, что на языке Православия называется "прелестью", таким магическим очарованием. В ряде случаев такое можно подозревать. Но в любом случае бесовские проделки - это не человеческие подделки.

    - Эта демоническая сила может проявлять себя в стенах храма?

    - Даже в стенах храма.

    - Есть еще чудо изгнания бесов - тут тоже все без подвохов?

    - Сейчас много чудес, связанных с негативом. Отрицательная духовная сила себя очень ярко проявляет, и только в церкви оказывается средство, чтобы ей противостоять. В феврале я был в Магадане. Религиозное пробуждение в этом городе началось с того, что в одной квартире был мощный полтергейст. Вещи буквально летали по комнатам, причем по кривым траекториям, самовозгорались. Ни милиция, ни экстрасенсы ничего поделать не могли, и, только когда приходили православные священники, вся эта катавасия прекращалась. Борьба за квартиру шла около полугода, все это широко освещалось в местной прессе, и в итоге эта история произвела на город большое впечатление.

    Впрочем, я, кажется, уже опоздал рассказать один профессиональный анекдот. Представьте: православный миссионер выступает перед университетской аудиторией. И по ходу своего повествования он доходит до той минуты, когда он должен употребить неприличное слово. Он должен беса упомянуть. Поскольку этот миссионер не впервые общается с образованной публикой, он прекрасно понимает, какова будет реакция зала. Ведь наша постсоветская интеллигенция еще слова Бог правильно выговорить не может. Ей чего-нибудь попроще надо: "космическая энергия", "биоэнергоинформационное поле" и т. п. А если им еще про беса что-то ввернуть, то туг такой хай поднимется! "Мы-то думали, вы интеллигентный человек! А вы на самом деле обычный мракобес, реакционер! Про бесов всерьез говорите! Да это же средневековье, инквизиция, охота на ведьм!" И т. д. и т. п.

    Предвидя это, миссионер решает высказать свою мысль на жаргоне интеллигентной аудитории. И говорит: "В эту минуту к человеку обращается мировое трансцендентальное ноуменально-космическое тоталитарное персонализированное зло...". Тут бес высовывается из-под кафедры и говорит: "Как, как ты меня назвал?".

    Так вот, в Церкви бес - не только персонаж анекдотов или фольклора. Наша практика очного противостояния силам зла прошла через века. По-латыни это экзорцизм, по-русски - отчитка бесноватых. Есть поразительный пример из XIX века. Врач, который не склонен верить в религиозные феномены, был вынужден засвидетельствовать: "Кликуша безошибочно различала святую воду от простой, как скрыто мы ее ни давали. Каждый раз, когда ей подносили стакан со святой водой, она впадала в припадок, часто прежде, чем попробует ее на вкус. Вода была свежая, крещенская (исследование было произведено в середине января). Наливались обе пробы в одинаковые стаканы в другой комнате, и я подносил ей уже готовые пробы. После того, как много раз повторенные опыты дали тот же положительный результат, я смешал обе пробы воды вместе, простую и святую, и налил их поровну в оба стакана. Тогда кликуша стала реагировать на обе пробы припадками. Ни одного раза она не ошиблась в этом распознавании святой воды".

    - А проводятся ли беседы с духами, вселившимися в одержимых?

    - Некоторыми священниками. Но мне, сказать честно, это не нравится. В Новом Завете мы читаем, что Христос и апостолы избегали принимать любые свидетельства бесовской силы. А сегодня в моде брошюрки о том, как иеромонахи берут интервью у несчастных одержимых людей и у тех сил, которые в них вселились. И даже строят на этом целые богословские концепции. Но это уже не богословие, а "бесословие". Еще лет двадцать назад в церкви было хорошо известно: дай Бог подвижнику хотя бы одного человека исцелить от этого недуга! А привозить целыми автобусами людей на "массовый сеанс" отчитки. - В этом есть привкус какого-то модернизма, который меня смущает.

    - А сами Вы были свидетелем изгнания бесовских сил?

    - Слава Богу, личной нужды ходить на такие службы у меня не было, а ради любопытства идти туда неполезно.

    - Сейчас в большой моде так называемые чудеса экстрасенсов. Почему так происходит?

    - За бумом экстрасенсорики стоит исконно-народное понимание религии: религия есть отрасль народного хозяйства. Как в хорошем хозяйстве должна быть эффективно работающая посудомоечная машина, корова или жена, точно так же должна быть эффективно работающая религия. Конфликт между таким народным ожиданием и тем, что принес Христос, мы видим уже в Евангелие. Господь говорит собравшейся вокруг Него толпе: "Вы ищете Меня, потому что насытились". Действительно, мы чаще всего относимся к Богу как к генератору гуманитарной помощи: "Ты, Господи, явись, сделай мне то-то и то-то, а без этого я не вижу никакого смысла и нужды в этой религии и в этом почитании". Сейчас люди нередко ищут в религии какого-то успеха, магического, карьерного, здоровья или чего-то еще. Но Бога, оказывается, нужно любить ради Бога, а не ради тех благ, которые эта любовь может принести. В христианстве такая проповедь звучит постоянно, и, пока общество в союзе с церковью воспитывает народ на таких примерах, низовые магические чувства и потребности человека держатся в тени. Но как только скрепы высокой духовной культуры распадаются, править бал начинает инстинкт, и люди превращают религию в магию. Так было всегда. Однако в конце ХХ века появилась особая черточка. Дело в том, что мы живем в довольно технологичном индустриальном обществе, поэтому современный человек во всем ищет технологичность. А магия и экстрасенсорика тем и привлекают: кажется, что здесь есть какая-то внятная технология. У Православия технологии нет, и эта нетехнологичность и отсутствие гарантий разочаровывают многих и привлекают тех немногих, кто умеет ценить неочевидность и свободу.

    - Как может отразиться экстрасенсорная практика на самих целителях?

    - Однажды ко мне подошла женщина и говорит: "Почему вы, священники, выступаете против нас, экстрасенсов, ведь мы делаем одно дело: вы лечите душу, мы - тело". Я пробую что-то объяснить, но она не слушает: "Я ваши аргументы знаю, дальше все понятно... Впрочем, я не поэтому Вас остановила. Может быть, Вы сможете объяснить, что со мной происходит? Да, я лечу людей, у меня большие успехи, все прекрасно, но я почему-то по вечерам не могу одна находиться в квартире. Как только стемнеет, появляется ощущение, что какая-то сила заталкивает меня в ванну и требует вскрыть себе вены". Мне пришлось пояснить, что этот феномен нам очень хорошо известен, например, в прошлом веке святитель Игнатий Брянчанинов описывает такой случай. Как-то зашел к нему монах с Афона (Афон - полуостровная столица православного монашества, находящаяся в Греции). Для любого верующего человека расспросить афонского монаха - большая радость. И вот отец Игнатий начинает расспрашивать про Афон, а монах отвечает: да, у нас все замечательно - чудеса, видения, ангелы являются, помогают и т. д. Игнатия Брянчанинова это насторожило, и дальше выяснилось, что в ту пору афонские монахи читали мистическую, но не православную литературу. Что делать? Отец Игнатий - монах светской столицы, а это монах с Афона - столицы мирового монашества, какого учить невозможно. Тогда он резко меняет тему разговора: "Кстати, батюшка, вы в Петербурге где-нибудь остановились?" - "Нет, я прямо с вокзала сюда". - "Тогда у меня к вам просьба: когда вы будете снимать комнатку или квартирку, умоляю вас, не выше второго этажа. А то явятся ваши "ангелы" и предложат перенести на Афон так ведь больно расшибетесь". И что же? - Оказывается, у монаха уже были такие мысли, что за его высокую жизнь ангелы его вместо поезда до Афона доставят! Поэтому нужно помнить строчку Высоцкого: "Не все то, что сверху, от Бога"...

    - Ну а как быть на бытовом уровне? Скажем, человек столкнулся с полтергейстом у себя в квартире или его одолевает некий призрак? идти в церковь?

    - К сожалению, очень многие идут от одного беса к другому: к различным магам, специалистам по снятию порчи и прочим. В этой связи уместно вспомнить слова выдающегося российского демонолога Владимира Ильича Ленина о том, что "синий черт" ничуть не лучше "желтого черта". Надо, конечно, идти в храм. Долг священника - воспроизвести над одолеваемым странными явлениями человеком молитвы, которые вообще-то уже читались над ним при его крещении. Это таинство начинается с молитв экзорцизма - изгнания бесов. Церковь в своих молитвах обычно обращается к Богу, к людям, но есть уникальная ситуация, когда она обращается к сатане. Священник поворачивается лицом не на восток, а на запад и велит сатане оставить сие создание Божие. Заклинательные молитвы, впрочем, не обязательно читать в храме - священник может прийти на квартиру.

    - Основной источник чудес - Господь Бог. Как церковь различает, что от Бога, а что от нечистого?

    - Распознать можно по плодам: что порождается этим чудом в душе человека, приводит ли оно к отходу от христианской веры, порождает ли религиозное равнодушие. Здесь некое вкусовое ощущение. По интонации речи, по глазам можно что-то такое отличить, даже по тому, с каким пафосом этот человек будет рассказывать о чуде. Там, где появляется нотка энтузиазма, есть повод для дистанциирования.

    - Как быть, если человек пугается происходящих с ним необъяснимых явлений?

    - Во-первых, христианская вера освобождает от таких страхов. Я верю во Христа - значит, не верю в сглаз, в порчу и прочую чушь. Как говорит апостол Павел, если Бог с нами, то кто против нас? Во-вторых, в доме обязательно должна быть святыня, это очень важно. Святая вода - лучше крещенская. Церковные свечи, ладан (который можно класть просто на горящую настольную лампу). Вообще надо осознать, что граница духовного мира и материального отнюдь не жесткая, материальные предметы могут быть насыщены энергией Духа. Освященные предметы следует содержать так, чтобы они не были поругаемы. То есть на отдельной полке, в отдельном ящике. Ну и надо стараться, чтобы по близости от святыни не было нечистых предметов. Не надо тащить в дом сатанинскую, оккультную, астрологическую литературу; а уж тем более ею пользоваться.

    - Что Вы можете пожелать нашей газете?

    - Газете я ничего желать не могу, ибо чего ж такого можно пожелать бумаге? Разве что чтобы желтела не слишком быстро... А вот людям, которые делают газету, я бы пожелал не заниматься уринотерапией. То есть не потребляйте продукты собственной жизнедеятельности. Если уж ваша "карма" такая, что вам нужно работать в прессе, хотя бы не читайте ее или не слишком доверяйте ей. Сами себя кормите книгами, а не газетами, традицией, а не однодневками.

     

    Автор: Маргарита Максимова

    Опубликовано в издании «Как жить». – Выпуск 26.

     

    Источник: Православие и мир

     

     

    Протодиакон Андрей Кураев об Ангелах в Священном Писании Протодиакон Андрей Кураев об ангелах Протодиакон Андрей Кураев. Можно ли спастись вне Церкви? Воздушная блокада, или где живут демоны Ложные Ангелы Прелесть Предостережение святителя Игнатия от опасностей на пути спасения Иеромонах Серафим (Роуз). Писания Эммануила Сведенборга Об ангелитах О происхождении душ отдельных людей Христианское истолкование зла. Почему допущено зло? Православное отношение к учению о чистилище Штурм ада. Всех ли вывел из ада Христос?

     

    Copyright © 2007-2011 "Angelologia. Православное учение об Ангелах"
    Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного согласия редакции.

    Rambler's Top100