Angelologia. Православное учение об Ангелах

  • На главную страницу
  • Новости сайта
  • О проекте
  • Общие понятия о мире ангельском
  • Ангелы в Священном Писании
  • Ангелы в Житиях святых, Патериках
  • Творения святых отцов
  • Патрология
  • Работы православных богословов XVIII-XXI вв.
  • Проповеди и поучения
  • Ангельский Собор и человеческий род
  • О неправославной ангелологии
  • Ангелы в иконографии
  • Галерея
  • Празднования Ангелам в церковном календаре
  • Как молиться Ангелам
  • Духовный мир
  • Словарик-указатель
  • Библиография
  • Литературная страница

     


    Ссылки:

    Другие ссылки


    Angelologia. Православное учение об Ангелах

    Наша кнопка. Обмен ссылками


  • Гостевая книга
  • E-mail
  • Поиск
  •  

    Angelologia. Православное учение об Ангелах

    ___________________

    Словарик-указатель

    А-И, М-Ч

     

    А

    Ангел, ангелы

     

    Ангела, день

      Или именины. По церк.-слав. - тезоименитство, то есть день памяти того святого, чье имя христианин получил в крещении. Этот святой является Небесным покровителем человека. Название "день Ангела" происходит от обычая называть святых - небесных покровителей Ангелами их земных тезок; нельзя, однако, смешивать святых покровителей с Ангелами-Хранителями, посылаемыми для попечения и охранения людей. Подробнее: О Таинстве Крещения, День Ангела, сайт День Ангела - православный именослов

     

    Ангелология

      От греч. angelos - "ангел" и logos - "учение", т. е. ангелология – учение об ангелах. В его основе лежит Божественное Откровение, содержащее сведения о духовном мире. Значительная часть этих сведений заключена в Священном Писании. Однако в Священном Писании об ангелах говорится очень осторожно и, фактически, об ангелах мы знаем лишь постольку, поскольку их деятельность проявляется по отношению к человеку. Поэтому догматическое учение об ангелах в Православии носит по большей части отрицательный характер и имеет своей целью не столько сообщить положительное знание об ангелах, сколько рассеять ложные мнения относительно этого предмета. Подробнее: Ангелология (из "Православной энциклопедии"), разделы Ангелы в Священном Писании, Патрология, Работы православных богословов XVIII-XXI вв.

     

    Ангел Хранитель

     

    Ареопагитики, Корпус Ареопагитик (Corpus Areopagiticum)

      Сочинения ("Об именах Божиих", "О таинственном богословии", "О небесной иерархии", "О церковной иерархии" и десять писем к разным лицам), которые дошли до нас под именем священномученика Дионисия Ареопагита (I век). Ныне, как правило, считается, что эти сочинения не могут быть отнесены к апостольскому времени, и об авторстве их высказываются различные предположения. По характеристике священника Олега Давыденкова, "Псевдо-Дионисий, будучи платоником по философским взглядам, удачно применял философские принципы неоплатонизма в христианском богословии, особенно в учении о Пресвятой Троице и в учении о богопознании. Однако он излишне увлекался неоплатонистскими идеями космических посредников и по аналогии с ними "построил" христианскую небесную иерархию... Учение Дионисия об ангельской иерархии всегда принималось с определенными оговорками, это учение находится под сильным влиянием неоплатонистской философии, для которой свойствен строго иерархический взгляд на мир, и поэтому оно не способно удовлетворительно объяснить некоторые факты Откровения". Подробнее см. в разделах: Творения святых отцов, Патрология, Работы православных богословов XVIII-XXI вв.

     

    Архангел, архангелы

      Наименование "архангелы" [греч. ангелоначальники, начальники ангелов] употребляется в Предании Церкви двояким образом. С одной стороны, архангелами называют один из ликов низшей иерархии ангелов (в небесной иерархии, описанной в "Ареопагитиках", архангелы - это 8-й, предпоследний, ангельский чин). С другой стороны, архангелами называют особых, высших ангелов. Таких архангелов восемь. Слово "Архангел" в Священном Писании впервые появляется в 3-й Книге Ездры (4, 36), где с этим именем выступает ангел Иеремиил. Впоследствие это имя воспринимается новозаветными авторами (Иуд 1. 9; 1 Фес 4. 16) и христианской литературой. Кроме архангела Иеремиила древнее предание, восходящее к ветхозаветным представлениям, называет по именам еще несколько Архангелов. Первое место среди них принадлежит архангелу Михаилу (евр. "кто как Бог"). В Библии он именуется "вождем воинства Господня" (слав.— архистратиг силы Господни) (Нав 5. 14–15), т. к. под его водительством ангельские силы выступили против диавола. Еще одно имя архангела — Гавриил - "муж Божий" или "сила Божия" (Дан 8. 16; Лк 1. 19, 26-38). Имена четырех архангелов упоминаются в неканонических книгах Священного Писания: Рафаил - "исцеление Божие" (Тов 3. 16), Уриил - "свет (или огонь) Божий" (3 Езд 4. 1), Селафиил - "молитва к Богу" (3 Езд 5. 16, 31) и Иеремиил - "высота Божия" (3 Езд 4. 36). Два архангельских имени — Иегудиил ("хвала Божия") и Варахиил ("благословение Божие") — сохраняются в церковном Предании. Все эти архангелы совершают различные служения, особенности которых в основном отражены в их именах. Поскольку по роду своего служения эти архангелы приближены к Богу, а 8-й чин находится в небесной иерархии, огписанной в "Ареопагитиках", на предпоследнем месте, по-видимому, они не входят в этот ангельский чин. Подробнее: Иванов М. С. Архангел, Архангелы, Проповеди и поучения, Из книги “Догматическое богословие” священника Олега Давыденкова, Архистратиг

     

    В

    Варахиил, архангел

     

    Власти

      Один из девяти чинов ангельских. Власти (см. 1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами. Подробнее: Власти

     

    Г

    Гавриил, архангел

     

    Господства

      Четвертый из девяти чинов ангельских. Вместе с Силами и Властями входят в среднюю ангельскую иерархию. Господства (см.: Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения. Подробнее: Собор святого Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

     

    Д

    Дионисий Ареопагит, священномученик

      Дионисий, член Афинского ареопага, был обращен ко Христу проповедью ап. Павла. Стал первым епископом в Афинах. Там же претерпел он мученическую кончину. Память празднуется 4/17 января и 3/16 октября. Под именем Дионисия Ареопагита известен ряд сочинений ("Об именах Божиих", "О таинственном богословии", "О небесной иерархии", "О церковной иерархии" и др.), составяляющих Корпус Ареопагитик

     

    И

    Иегудиил, архангел

      Один из семи архангелов. Иегудиил (евр. "хвала Божия", "славящий Бога") чтится как помощник в трудах, особенно в молитвенных, и в аскетических подвигах, и ходатайствует о воздаянии им за подвиги. На иконах Иегудиил держит в деснице держит золотой венец, в шуйце - бич из трех красных (или черных) вервий (веревок). Подробнее: Собор святого Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

     

    Иерархия ангельская

     

    Иеремиил, архангел

     

    А-И, М-Ч

     

     

     

    www.angelologia.ru

    Copyright © 2007-2011 "Angelologia. Православное учение об Ангелах"
    Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного согласия редакции.

    Rambler's Top100 Рейтинг лучших сайтов категории Общество be number one Рейтинг сайтов TOP•MostInfo.net Рейтинг сайтов