Angelologia. Православное учение об Ангелах

  • На главную страницу
  • Общие понятия о мире ангельском
  •  

    Angelologia. Православное учение об Ангелах

    ___________________

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

    (до избрания - митрополит Смоленский и Калининградский)

    Об ангелах

    Глава из книги “Слово пастыря. Бог и человек. История спасения”

     

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: www.sedmitza.ru

     

    Когда наш современник встречается с упоминанием об ангелах или бесах, то, даже осознавая себя человеком религиозным, испытывает некую неуверенность, до конца не отдавая себе отчета в том, какая реальность скрывается за этими понятиями. Многие люди сомневаются в подлинности ангелов и бесов. Вместе с тем в Библии достаточно мест, посвященных миру ангелов. И если изъять эти упоминания из Священного Писания или предать их забвению, то будет утрачена значительная часть смысла Божественного Откровения

    Попытаемся разобраться в том, что представляет собой ангельский мир.

    Слово “ангел” — греческое и в переводе означает “посланник”, “вестник”. Но не только это слово используется в Священном Писании для обозначения духовных существ, пребывающих в сверхчувственном мире. Весь сонм святых ангелов разделяется на три иерархии, или три лика. По образу своего служения и по степени приближенности к Богу каждый лик подразделяется на три чина. В высшей иерархии состоят серафимы, херувимы и богоносные престолы. В средней иерархии — господства, силы и власти. В третьей иерархии — начала, архангелы и ангелы. Предводитель Бесплотных Сил Небесных — Архистратиг. “Хотя служебные духи на небесах нетленны и бессмертны, Бог благоволил, чтобы и у Божественных служителей были начала, власти и преимущества”, — пишет преподобный Ефрем Сирин.

    То обстоятельство, что ангел есть посланник Божий, свидетельствует, что для осуществления своей миссии он должен быть одарен разумом, волей и могуществом.

    Священное Писание утверждает, что ангельский мир сотворен Богом: “В начале сотворил Бог небо и землю” (Быт. 1. 1).

    Под “небом” святые отцы и церковное Предание понимали некий духовный мир, а под “землею” — материю, физическое начало. Выражая эту веру Церкви, отцы I Вселенского Собора составили в 325 году в Никее “Символ веры”, начинающийся словами: “Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым...”. Здесь говорится, в частности, о созданном Богом невидимом мире — ангельском, сверхчувственном.

    Библия не ставила своей целью дать описание этого мира, и поэтому мы почти ничего о нем не знаем. Вернее сказать, знаем ровно столько, сколько нужно для нашего спасения. Апостол Павел говорит об этом так: “Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же (то есть за гробом) лицем к лицу; теперь я знаю отчасти, а тогда познаю” (1 Кор, 13. 12).

    Другими словами, знание области сверхчувственного не дано людям, принадлежащим физическому миру. Люди познают этот сверхчувственный мир, будут сопричислены ему после своей смерти. И тогда уже не как сквозь тусклое стекло, но в непосредственном опыте и переживании, лицом к лицу встретят и познают сверхчувственную реальность.

    Язык Библии, как об этом говорилось ранее, принадлежит определенной нации, эпохе, культуре, географическому месту. Поэтому в описании сверхчувственной реальности ангельского мира используется характерный для них язык аллегорий, метафор и даже антропоморфизмов: “многоочитые херувимы”, “шестокрылатые серафимы”, “богоносные престолы”. “Многоочитые херувимы” — это духовные существа, обладающие особой прозорливостью, силой духовного зрения. А “шестокрылатые серафимы” — существа “огненные”, осиянные любовью к Богу и более других приближенные к Нему. На древнерусских фресках серафимы изображены с голубыми, прозрачными, как бы растворяющимися в небе крылами, либо, наоборот, с крылами огненными, писанными яркими красками. Серафим пламенеет любовью к Богу. Он близок к Богу, как никто другой. И эта близость выражена образом шестокрылости.

    Серафим. Фрагмент фрески Феофана Грека. 1378. Церковь Спаса Преображения на Ильине (Новгород)

    В художественную образность, метафоричность древнего языка Библии облечены конкретные религиозные истины.

    Ангелы — реальные духовные существа, обладающие личностью, умом, волей и силой. Они принадлежат сверхчувственному миру и свободны от ограничивающих законов нашего физического бытия. Они пребывают вне времени и вне пространства, то видимые, то не видимые человеку. Принадлежа здешнему миру, мы не можем по своему произволению опознать присутствие рядом с нами этих небожителей. Ангелы сотворены Богом и являются Его посланниками, как бы посредниками Творца в осуществлении Его воли относительно мира в целом и каждой человеческой личности в отдельности. Но, кроме того, ангелы еще и ходатаи за людей пред Богом.

    Смотрите, — говорит Слово Божие, — не презирайте ни одного из малых сих: ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного” (Мф. 18. 10).

    Казалось бы, зачем Богу чье-то посредничество? Не является ли служение ангелов чем-то ограничивающим Божественное всемогущество? Конечно, нет. И пояснить это можно на примере нашей жизни. Бог— источник Абсолютного добра и, наверное, мог бы умножать благо и без помощи людей. Но именно через людей и совершаются добрые дела в нашем мире. И в этом смысле, творя добро, угодники Божии являются посредниками и проводниками Божественной воли на земле. Таким образом, человеческое посредничество в делах добра и милосердия не только никак не сковывает Божественного всемогущества, но и является его подтверждением.

    Ангелы — существа свободные. Именно в ангельском, сверхчувственном мире возникло зло как отпадение от Бога. Это произошло, когда один из наиболее приближенных к Творцу ангелов — Люцифер (в переводе “Денница”, “Утренняя звезда”), именовавшийся так по блестящим совершенствам, которыми был одарен от Творца, удалился от Бога настолько, что стал врагом Божиим, носителем, источником и воплощением зла.

    Противоборство между добром и злом происходит как в сверхчувственном мире, так и в мире людей. Зло из сверхчувственного мира через грех Адама перешло и в наш, физический мир. Ход борьбы между силами добра с силами зла в сверхчувственном мире непосредственно влияет на нашу земную жизнь. Именно это имеем мы в виду, когда говорим об ангелах-хранителях или бесах-искусителях.

    Действительно, драматичная битва добра со злом разворачивается в масштабах всей Вселенной, всего Божия творения — видимого и невидимого, физического и сверхчувственного. И каждый из нас находится в рядах той или иной силы. Всякий раз когда мы делаем добро, то присоединяемся к светоносному воинству, и рядом с нами - вдохновляющий и оберегающий нас ангел-хранитель. Когда же мы, порой сами того не желая, подчиняемся чуждому внушению, поддаемся губящему нас дьявольскому искушению и творим зло, то прибиваемся к миру падших духов тьмы.

    Участниками этого вселенского противостояния Бога и диавола, спасения и погибели являются все люди, весь мир.

     

    Источники: текст - halkidon2006.orthodoxy.ru
    фотография - Седмица.Ru

     

     

    Copyright © 2007-2011 "Angelologia. Православное учение об Ангелах"
    Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного согласия редакции.

    Rambler's Top100