Angelologia. Православное учение об Ангелах

  • На главную страницу
  • Ангелы в иконографии
  •  

    Angelologia. Православное учение об Ангелах

    ___________________

    Как изобразить непостижимое?

     

    "Ангелы, строго говоря, неизобразимы, - говорит искусствовед протоиерей Борис Михайлов. - Язык христианской культуры - это язык символов. Мы с вами рационально устроенные люди и пытаемся с помощью современных понятий уразуметь язык древних символов, но это почти невозможно". Тем не менее ангелов на иконах изображают. Одних - как прекрасных юношей, других - как крылатые, но совсем не человекоподобные существа. Почему иконописцы решили, что ангелы выглядят именно так, вместе с церковными искусствоведами разбиралась Екатерина СТЕПАНОВА.

     

    Небесная иерархия

    "В начале сотворил Бог небо и землю" - этими словами начинается Библия. "Под небом в Библии, согласно одному из толкований, разумеется не наше земное небо, а Небо высшее, - поясняет Людмила Щенникова, искусствовед, ведущий научный сотрудник музея “Московский Кремль”. - Это невидимое Небо представляет собою мир бесплотных существ, называемых Небесными Силами, или ангелами. Ангелы имеют ум, несоизмеримо превосходящий ум человека; они, подобно человеку, личности и наделены свободной волей. Ангелы, не имея земного материального тела, не подчинены земным законам времени и пространства. Бог дал им бессмертие. Цель и смысл их существования - любить Бога, вечно петь славу Творцу, а также нести в наш земной мир волю Всевышнего - быть вестниками Бога на земле (ангел с греческого так и переводится – “вестник”)".

    Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. Его церковное именование «архистратиг» означает старший воин, вождь. На иконах архангела Михаила изображают с огненным мечом в руке или копьем низвергающим диавола.

    Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. Его церковное именование "архистратиг" означает старший воин, вождь. На иконах архангела Михаила изображают с огненным мечом в руке или копьем низвергающим диавола.

     

    Пророк Даниил (Дан. 7, 10) говорит о тысячах тысяч, о миллионах, и о тьмах тем, т. е. миллиардах ангелов. Но комментируя эти числа свт. Кирилл Иерусалимский в "Огласительных беседах" говорит, что это не значит, что именно таково число ангелов, просто большего числа пророк не мог изречь.

    Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных

    Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных.

     

    Первым, кто предпринял попытку систематически описать ангельскую иерархию, был ученый богослов и философ, живший в V или VI веке, который подписывал свои труды именем св. Дионисия Ареопагита, епископа-мученика I века (по поводу личности этого богослова ученые спорят, но во избежание путаницы его все-таки продолжают называть Дионисием, иногда добавляя приставку "псевдо"). В VII веке его прокомментировал прп. Максим Исповедник, и с тех пор именно на учение Дионисия об ангелах опирались литургические тексты и вся иконография ангелов (иконы святых ангелов упомянуты в тексте догмата иконопочитания, утвержденного на Седьмом Вселенском соборе в Никее в 787 году). В своей книге "О небесной иерархии" Дионисий истолковывает те образы, какими ангелы описаны в Ветхом и Новом Завете. А образы эти весьма различны и ставили в тупик древнего читателя точно так же, как и современного. В самом деле: исполненные очей колеса, огненные престолы, существа с человеческими руками и ногами тельца, как в видении пророка Иезекииля, - что означают эти попытки "наглядно" описать существа из духовного мира?

    Ареопагит отвечает на этот вопрос сразу же: неправильно, "подобно грубым невеждам", воображать, будто на небе находятся "огневидные колесницы, вещественные троны, нужные для восседания на них Божества, многоцветные кони, военачальники, вооруженные копьями, и многое тому подобное". "Все эти оттенки ангельских имен, так сказать, грубы", - говорит Ареопагит и даже предлагает особый термин: несходные (то есть непохожие) подобия. Все это - священные поэтические изображения, через которые богословский разум пытается приблизиться к тайне неописуемой слабыми человеческими словами небесной жизни. Дионисий видит тут возвышенный парадокс: мы, может быть, и не стали бы вдумываться в этот предмет, "если бы несообразность изображений, замечаемая в описании Ангелов, не поражала нас" и не побуждала "отвергать все материальные свойства и через видимое благоговейно возноситься к невидимому".

    Однако те или иные образы применяются для описания ангелов не случайно. Основываясь на Священном Писании, Дионисий говорит о том, что Небесные Силы образуют стройную иерархию, вся цель которой - "возможное уподобление Богу и соединение с Ним", где высшие передают отраженную в них, как в зеркале, Божественную красоту и истину низшим и все постоянно стремятся к Богу "сильною и неуклонною любовию". Именно этот свет ангелы несут и людям.

    "Сколько чинов небесных существ, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия - в точности знает один Бог. А нам можно сказать об этом столько, сколько Бог открыл нам через них же самих", - пишет Дионисий и поясняет, что в Писании для ясности все небесные существа обозначаются девятью именами. Они разделены на три чина, или степени: первую (высшую), среднюю и последнюю (то есть низшую).

    Херувимы, Серафимы и Престолы

    Высший ангельский чин, ближайший к Богу, - это Херувимы, Серафимы и Престолы. "Херувимы, согласно значению этого еврейского слова, - “обилие познания”, имеют наибольшую способность познавать Божественный Разум; они передают низшим ангельским чинам и людям знание о Боге, - объясняет Людмила Щенникова. - Херувимы охраняют тайны Божественной жизни и Божественного Разума. Когда Адам и Ева нарушили Божественный закон, Бог судил их, изгнал из рая и поставил огненного Херувима стражем у Райских врат, чтобы охранять путь к Древу Жизни (Быт. 3, 24)".

    Серафимы упоминаются в Библии только один раз. Они были явлены пророку Исаии в образе живых шестикрылых существ, окружающих Престол Бога. Различия между иконописными образами Серафимов и Херувимов постепенно стерлись. Их общие черты - наличие крыльев и предстояние у Божественного Престола  - оказались для иконописцев важнее

    Серафимы упоминаются в Библии только один раз. Они были явлены пророку Исаии в образе живых шестикрылых существ, окружающих Престол Бога. Различия между иконописными образами Серафимов и Херувимов постепенно стерлись. Их общие черты - наличие крыльев и предстояние у Божественного Престола - оказались для иконописцев важнее

    Первоначально огненные колеса на с глазами на ободьях являлись частью изображения Херувима. Но постепенно в иконописи колеса стали использоваться как самостоятельный образ третьего чина высшей иерархии - Престолов. Эти Небесные Силы служат подножием Богу, через них Он осуществляет Свое верховное Правосудие. На илл.: фрески Феофана Критского, XVI в.

    Первоначально огненные колеса на с глазами на ободьях являлись частью изображения Херувима. Но постепенно в иконописи колеса стали использоваться как самостоятельный образ третьего чина высшей иерархии - Престолов. Эти Небесные Силы служат подножием Богу, через них Он осуществляет Свое верховное Правосудие. На илл.: фрески Феофана Критского, XVI в.

     

    В видениях пророка Иезекииля Херувимы являлись в образе таких удивительных живых существ, что сначала пророк не мог даже назвать их. Иезекииль увидел, как с севера шло великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него; из средины огня видно было подобие четырех животных; облик их был как у человека, но у каждого четыре лица (человека, льва, тельца и орла); прямые ноги, сверкающие, как блестящая медь, со ступнями тельца, и человеческие руки под крыльями. Животные эти быстро двигались туда и сюда, стремительно поднимались над землей; огонь и молнии сверкали между ними; вид животных был как горящие угли, а на земле перед каждым животным было по одному колесу с ободьями, "полными глаз", и в этих таинственных колесах был "дух животных", так как двигались они вместе с колесами. Эти крылатые трудно описуемые словами небесные создания являли собой как бы подобие колесницы, на которой возвышался Божественный Престол (см. Иез. 1, 4-28). Во время второго видения пророк Иезекииль узнал, что это были Херувимы; он увидел также, что "все тело их и спина их, и руки их и крылья их, и колеса кругом были полны очей" (Иез. 10, 12). Существует версия, что здесь под частями тел понимаются части колеса: малоупотребительные еврейские слова, их обозначающие, похожи по написанию на названия частей тела, и переписчики или переводчики текста могли их перепутать.

    В древности художники стремились как можно точнее следовать библейскому тексту, представляя Херувимов с четырьмя ликами. Такое изображение Херувима называют тетраморф («четырехликий»). Херувим-тетраморф истолковывался как символ единого Евангелия - Слова Божия, записанного четырьмя евангелистами. Илл.: фрагмент фрески XVI в., Метеора, Греция

    В древности художники стремились как можно точнее следовать библейскому тексту, представляя Херувимов с четырьмя ликами. Такое изображение Херувима называют тетраморф ("четырехликий"). Херувим-тетраморф истолковывался как символ единого Евангелия - Слова Божия, записанного четырьмя евангелистами. Илл.: фрагмент фрески XVI в., Метеора, Греция

     

    Изображения Херувимов существовали уже в ветхозаветные времена. В книге Исход повествуется о том, как Бог повелел пророку Моисею сделать ковчег, чтобы положить туда написанный на скрижалях Закон. На золотой крышке ковчега Бог повелел сделать двух золотых Херувимов чеканной работы с распростертыми вверх двумя крыльями и обращенными друг к другу лицами (см. Исх. 25, 19-22).

    Серафим в переводе с еврейского означает "пламенеющий, огненный". Это имя показывает их "горячность и быстроту, пылкую и неуклонную стремительность", а также их способность воспламенять Божественную любовь в сердцах людей и прогонять всякое омрачение, пишет Дионисий Ареопагит. Серафимы упоминаются в Библии только один раз. Они были явлены пророку Исаии в образе живых шестикрылых небесных существ, окружающих Престол Бога. Двумя крылами они закрывают лицо свое от непереносимого даже ангелами сияния Божественного Света, двумя - ноги свои, а двумя летают, непрестанно взывая друг ко другу: "…Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его" (см. Ис. 6, 1-7). Кстати, описание Серафимов и их песнь звучат на Литургии, причем первое - в евхаристической молитве, читаемой священником.

    Описание Серафимов в Книге пророка Исаии очень конкретно, поэтому их часто и легко изображают. Как, например, в купольной росписи церкви Преображения в Великом Новгороде, подписанной Феофаном Греком в 1378 году. А вот туманные мистические свидетельства о Херувимах пророка Иезекииля ставили художников в трудное положение. Рассказывает Людмила Щенникова: "В древности художники стремились как можно точнее следовать библейскому тексту, представляя Херувима с четырьмя ликами и со всеми возможными подробностями. Такое изображение Херувима называют тетраморф (“четырехликий”). Херувим-тетраморф истолковывался как символ единого Евангелия - Слова Божия, записанного четырьмя евангелистами. Но постепенно различия между иконописными образами Серафимов и Херувимов стерлись. Их общие черты - наличие крыльев и предстояние у Божественного Престола - оказались для иконописцев важнее различий. Так возникло “соединенное” изображение высшего небесного существа с шестью или четырьмя крыльями, на которых часто рисовались глаза, с руками и ногами; голова этого небесного существа (окруженная нимбом или без нимба) либо выступала над крыльями, либо была спрятана в середине крыльев, и видимым оставался только лик; под ногами их иногда рисовали колеса. Одновременно возникло еще более простое и обобщенное изображение - без рук и ног, с четырьмя или шестью крыльями и человеческим лицом. Эти изображения сопровождают надписи “Херувим” или “Серафим”, которые нередко пишутся под совершенно одинаковыми по внешнему виду образами. Данные наименования в большинстве случаев обозначают не конкретного Серафима из видения пророка Исаии и не Херувима из видения пророка Иезекииля, но лишь обобщенный образ высших Небесных Сил, окружающих Божественный Престол".

    Икона «Спас в силах».

    Икона "Спас в силах".

     

    В христианском искусстве есть изображения и третьего чина высшей ангельской иерархии - Престолов. Наименование этих ангелов означает, по словам Дионисия Ареопагита, что "они совершенно изъяты от всякой низкой привязанности земной" и "всеми силами неподвижно и твердо" служат Богу. Эти изображения называются также Тронами и Офанимами (в переводе с еврейского - "колеса"). "Первоначально огненные колеса с глазами на ободьях являлись частью изображения Херувима, - поясняет Людмила Щенникова. - Но постепенно в иконописи колеса стали использоваться как самостоятельный образ третьего чина высшей иерархии - Престолов. Огненные языки пламени, исходящие от херувимских колес, превратились в огненные крылья - Офанимы-Престолы стали крылатыми. Эти Небесные Силы служат подножием Богу, через них Он осуществляет Свое верховное Правосудие". Престолы можно увидеть на русских иконах "Спас в силах" XIV века.

    Символы четырех Евангелий

    Если св. пророк Иезекииль видел одно существо с четырьмя ликами, то в Новом Завете, в Откровении апостола Иоанна Богослова описаны четыре отдельных небесных существа - это апокалиптические животные. Они были истолкованы как символы четырех Евангелий, написанных евангелистами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном Богословом. "Бог открыл Иоанну Небесный мир, - рассказывает Людмила Щенникова, - и он увидел стоящий на Небе Престол, на котором возвышался Сидящий (Бог); Престол окружала радуга, и посреди Престола и вокруг Престола четыре животных, исполненные очей спереди и сзади. “И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет” (см. Откр. 4, 2-9)".

    Подобно библейским Херувимам и Серафимам, они изображаются у Престола Вседержителя, окружая его с четырех сторон, что символизирует распространение Благой вести на четыре стороны света. В руках апокалиптических животных - Евангелия. Эти изображения получили большое распространение в купольных мозаиках и росписях, в миниатюрах Евангелий.

    Первое изображение летящего ангела

    Ангелы средней степени - Господства, Силы и Власти. Согласно Дионисию Ареопагиту, ангельский чин Господств назван так по своему свойству совершенно свободно и неудержимо стремиться к Богу, не прилепляясь ни к чему случайному. Силы - означают могущественное и непреоборимое мужество, отражающееся во всех их действиях. Власти - духовное владычество, не самовластное, но как само восходящее к Богу, так и других приводящее к Нему. Но описаний этих ангелов в Библии нет, поэтому художники их и не изображали, объясняет Людмила Щенникова.

    В низшую степень входят Начала, Архангелы и Ангелы. Начала, по книге Дионисия, это небесные силы, которые сообщают волю Божию Архангелам; Архангелы, в свою очередь, передают ее ангелам; а ангелы - людям. "Изображать архангелов и ангелов иконописцу проще всего, - говорит Людмила Щенникова, - потому что они являлись людям в самом понятном образе - как прекрасные видом светозарные юноши". Изображения Ангелов раннехристианского искусства представляли собою юношей, чаще всего без крыльев. По словам искусствоведа прот. Бориса Михайлова, уже во второй половине III-первой половине V века сформировался образ Ангела, с которым мы имеем дело и по сей день, - это образ юноши с крыльями в античном одеянии (катакомбы Присциллы, вторая половина III века; катакомбы под Вилла Массимо в Риме, середина IV века, и на Виа Латина, середина IV века). Самое древнее из сохранившихся изображений Ангелов христианского Востока - мраморный саркофаг конца IV века, найденный на территории современной Турции. Парящие фигуры держат в вытянутых руках монограмму Христа, образующую из греческих букв "йота" и "хи" монограммный "доконстантиновский" крест, обрамленный лавровым венком.

    Среди Архангелов в книгах Священного Писания названы семь имен, но изображают более всех Гавриила, принесшего Марии Благую весть, и Михаила - старшего надо Архангелами. На илл.: архангел Гавриил. Фрагмент иконы Богородицы с Младенцем, XIII в., монастырь св. Екатерины на Синае.

    Среди Архангелов в книгах Священного Писания названы семь имен, но изображают более всех Гавриила, принесшего Марии Благую весть, и Михаила - старшего надо Архангелами. На илл.: архангел Гавриил. Фрагмент иконы Богородицы с Младенцем, XIII в., монастырь св. Екатерины на Синае.

     

    Архангелы и Ангелы несут на Землю вести из Божественного мира, охраняют души от темных духов. Среди Архангелов в книгах Священного Писания названы семь имен: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, но изображают более всех Гавриила, принесшего Деве Марии Благую весть, и Михаила - старшего над Архангелами.

    Обычно Ангелы изображаются в апостольском одеянии: хитоне (тунике) и гиматии (похожем на тогу плаще), часто с двумя орнаментированными нашивками (клавами), являющимися символами посланничества и царского величия. Волосы на их головах стягивает лента, напоминающая диадему. Развивающиеся у висков концы ленты назывались тороками, или слухами, они символизировали постоянное слушание Ангелами Бога.

    Ангел - отсвет лица Божия

    Очень часто на иконах, представляющих тот или иной библейский сюжет, где, согласно тексту, главным действующим лицом является безымянный ангел, есть надпись: "Архангел Михаил", и, наоборот, в композициях, где, как известно из Писания, действует именно архангел Михаил, написано просто: "Ангел Господень". В Ветхом Завете Ангел Господень - это образ Богоявления до воплощения Сына Божия (так, Иаков боролся с Богом, который предстал ему в образе Ангела (см. Быт. 32, 24-30)). "Вспомним, что, по Дионисию Ареопагиту, небесная иерархия есть как бы система отражающих зеркал, передающих друг другу свет от источника всех и вся - Бога, - говорит Людмила Щенникова. - Таким образом, все, что совершает ангел, в конечном счете совершает Бог. На иконе и архангел Михаил, и ангел Господень есть как бы собирательный образ всех согласно действующих ангельских сил; всякое деяние ангела, управляемого Михаилом, есть в какой-то степени и его деяние. В переводе с древнееврейского “Михаил” означат “Кто яко Бог” - это как бы и не имя, а отражение имени Бога. В христианской иконографии архангел Михаил часто изображается как прекрасный юноша в белоснежной тунике, символизирующей чистоту и бесстрастие. На других иконах мы видим Михаила облаченным в хитон сине-зеленых тонов и красный плащ. В руках он держит сферу-зерцало, в которой созерцает Божественные тайны и Божественный Свет. Наиболее характерным и распространенным является изображение архангела в образе военачальника, архистратига: в короткой тунике, доспехах, с мечом в руках. Как ангел, близкий к Престолу Небесного Царя, архангел Михаил изображался и в императорских одеждах, в длинной, украшенной драгоценными камнями тунике, которую на груди крестообразно перехватывает лор, обязательная деталь облачения византийского императора". Удивительно, что архистратиг Михаил, согласно Священному Преданию, - предводитель всего небесного воинства, хотя и находится в низшей степени ангельской иерархии. Это еще раз говорит о том, что всех тайн ангельской жизни мы здесь, на земле, знать не можем.

    Что в руках у ангелов?

    Икона «Архангел Михаил Воевода».

    Икона "Архангел Михаил Воевода".

     

    Жезл (мерило) - символ власти, очень важный атрибут всех ангелов. Он является также свидетельством святости, царского и владычественного достоинства ангелов.

    Глобус, или зерцало, изображают прежде всего у архангелов Михаила и Гавриила. Впервые зерцало (с изображением креста) появилось в руках ангела на монетах императора Леонтия (484-488 годы). Его значение трактуется по-разному: небесная сфера, символизирующая мироздание, диск, щит, "печать Царя Небесного". На средневековых иконах глобус в большинстве случаев изображается светлым и прозрачным, как стеклянный шар или сфера; на нем начертана греческая буква "Хи" или греческая монограмма IC XC. На Руси существовало поверье, что через зерцало архангелы узнают волю Божию.

    Икона «Архангел Гавриил».

    Икона "Архангел Гавриил".

     

    Кадила и рипиды (опахала круглой или ромбовидной формы) ангелы держат в руках на иконах с изображением небесной Литургии. Рипиды символизируют Херувимов и Серафимов и поэтому украшаются их изображениями.

    Лабарум со времен императора Константина и до XIII века был боевым штандартом императора и короля. Лабарум в руке Архангела (как на мозаике в церкви св. Аполлинария в Классе, Равенна, VI век) означает, что он наделен высшей властью. На полотнище лабарума, как правило, начертаны слова из славословия: "агиос" ("свят") или монограмма Христа.

    Трубы - символы звука и ветра. Во время Страшного Суда ангелы, в том числе и архангел Михаил, трубят в трубы.

    Орудия Страстей Господних - крест, копье, чаша и трость с губкой - держат, как правило, архангелы Михаил и Гавриил. Ангел с крестом в руках явился императору Константину в 312 году перед битвой с Максенцием. В древности нередко изображалось поклонение ангелов кресту и орудиям Страстей, как например, на обороте иконы Спаса Нерукотворного XII века из Новгорода.

    Покровец - небольшой плат, заимствованный из придворного церемониала, которым ангелы прикрывают руки во время священнодействий.

    Развернутые свитки в руках ангелов содержат слова приветствия (как на свитках архангелов Михаила и Гавриила, на иконах Богоматери), хвалебные гимны, поучения для входящих в храм и т. д.

     

    Литература для тех, кто хотел бы ознакомиться с темой подробнее:

    Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений с приложением толкований преп. Максима Исповедника. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006

    Бенчев Иван. Иконы ангелов. Образы небесных посланников. - М., 2005

    Щенникова Л. А. Творения преподобного Андрея Рублева и иконописцев великокняжеской Москвы. - М., 2007

    Яковлева А. И. Храмовый образ "Архангела Михаила" с деяниями ангелов. Архангельский собор Московского Кремля. - М., 2002

     

    Источник текста и иллюстраций: www.nsad.ru

     

     

     

    Об ангелах Ангельские чины Власти Архистратиг Гавриил Михаил архангел Серафимы Херувим Поединок в Пенуэле. О явлении ангелов Свт. Кирилл Иерусалимский об ангелах Толкование на шестую главу книги пророка Исаии Дионисий Ареопагит. "О Небесной иерархии" Corpus Аreораgiticum Архангел Херувимская и Серафимская песни Догмат об иконопочитании Седьмого Вселенского Собора Почему ангел изображается иногда в облачении диакона? Ангел Хранитель как личность и проблемы его изображения в православной иконописи Собор святого Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

     

    Copyright © 2007-2011 "Angelologia. Православное учение об Ангелах"
    Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного согласия редакции.

    Rambler's Top100