Angelologia. Православное учение об Ангелах

  • На главную страницу
  • Работы православных богословов XVIII-XXI вв.
  •  

    Angelologia. Православное учение об Ангелах

    ___________________

    Г. А. Знаменский

    О невидимом мире

    Из книги "Азбука православного вероучения"

     

    О творении невидимого или ангельского мира

    Единый Триипостасный Бог, обладая абсолютной полнотой всех совершенных качеств для вечной славы и блаженства в Своей исключительно Божественной жизни, мог и не создавать мир и человека. Но, будучи бесконечно благим и любвеобильным, Бог по Своему свободному изволению восхотел вызвать из небытия в бытие всю Вселенную, то есть силою Своего всемогущего слова (да будет!) создал из ничего мир и человека и с тех пор непрестанно промышляет о Своем творении.

    Прежде всего Своей Божественной мыслью Бог создал из ничего мир невидимый, силы небесные, постоянных песнопевцев Его Божественной славы. Этот так называемый умный мир, ангельский, по данной ему благодати всегда и во всем предан Божественной воле. Самое имя ангел по учению Церкви указывает не на природу, а на должность этих посланников Божиих, а посему в этом смысле имя ангела в Св. Писании усвояется не только ангелами в точном и собственном смысле этого слова, но и разными посланниками Иеговы из людей. Сам Мессия иногда называется Ангелом Завета. В Новом Завете Иоанн Предтеча называется ангелом. Но в строгом смысле ангелы суть разумные, духовные существа, отличные от Бога и от человека и при том существа действительные, а не воображаемые. По природе своей ангелы суть духи, но ограниченные. Существовало частное мнение среди учителей Древней Церкви (Иустин Мученик, Ориген), что у ангелов есть тело - особое, тончайшее, эфирное или огненное; но это мнение не было принято всей Церковью. Если ангелы и являются иногда в чувственных или телесных образах людям, то этот образ принимают они для явления человеку. То же самое можно сказать и о языке (речи) небесных посланников, то есть не приличествует понимать грубо, буквально и вещественно. В этом смысле понимает Св. Церковь и слова ап. Павла: "Аще языки человеческими глаголю и ангельскими" (1Кор.13:1). Бесплотный мир ангельский представляется в Св. Писании необычайно великим по числу. Ветхозаветный Тайнозритель созерцал, как "тысяща тысящ" служила Сидящему на престоле и как "тьмы тем предстояли Ему" (Дан.7:10). Новозаветный Тайнозритель видел окрест Престола Божия "тьмы тем и тысячи тысяч" (Апок.5:11). Однако в этом многочисленном мире ангельском существуют подразделения или степени. Деление ангелов на девять ликов Св. Церковь основывает на том, что все эти имена упоминаются в Св. Писании. И у св. Дионисия Ареопагита, и в постановлениях апостольских, и у св. отцов Церкви (Игнатия Богоносца, Григория Богослова, Иоанна Златоустого), и в Св. Писании св. Церковь находит основание разделять весь невидимый или умный мир на девять ликов, с подразделением их на три чина, по три лика в каждом, а именно: первый чин, как самый близкий к Богу: престолы, херувимы, серафимы; второй чин: власти, господства, силы; третий чин: архангелы, ангелы, начала.

    Сотворив мир невидимый, Господь из ничего создал потом мир видимый или вещественный и, наконец, человека. Этот венец творения, как состоящий из невидимой разумной души и вещественного тела, часто называемый малым миром, носит в себе образ видимого и невидимого мира.

    Основанное на Божественном Откровении православное учение о происхождении всего, существующего вне Бога, из ничтожества или из совершенного небытия творческим актом Всемогущего Бога, трудно было понять мудрым мира сего. И древние, и новые мудрецы впадали в глубокие заблуждения в своем учении о происхождении мира. Одни из них (Гераклит, Ксенофан, Аристотель) признавали, что мир вечен, другие (индийские философы и неоплатоники) учили об истечении мира из Бога; третьи (Демокрит, Эпикур) верили, что мир образовался сам собой, в силу какого-то слепого случая, из вечного хаоса, т.е. из якобы вечно существующей массы атомов; четвертые (Анаксагор, Зенон, Платон, Сенека), утверждали, что Бог создал мир из совечной Ему материи. Никто из них не мог возвыситься до понятия о сотворении мира из ничего силой Всемогущего Бога, как Первопричины всего существующего. Появлялись и во времена христианские такие вольнодумцы, которые своими более чем странными и невероятными объяснениями происхождения мира даже перещеголяли древнеязыческих мудрецов. В своем мудрствовании лукавом некоторые (например, Керинф) договорились до того, что стали учить о сотворении вещественного или внешнего мира ангелами из вечной материи и без ведома Бога. Еретики манихеи и офиты додумались до сотворения мира злым началом - диаволом. В средние века павлиане и богомилы учили, что мир создан диаволом или сатанаилом. Учение о вечной материи, из которой произошел мир (пантеизм) и учение об истечении или развитии мира из Бога (эманация мира) были осуждены Православной Церковью на основании не только Божественного Откровения, но и здравого смысла. <…>

    Только в Божественном Откровении мы находим ответы на все вопросы пытливого ума человеческого, на которые не дает нам ответа ни наука, ни философия. Это из Откровения мы узнаем, что зло в мире - результат падения некоторых ангелов и первобытного человека, вышедших из рук Творца чистыми и невинными, но через гордыню и злоупотребление своей свободной волей нарушивших первоначальную мировую гармонию. Только из Откровения мы узнаем о жизни Творца и Вседержителя - совершенно непостижимый нашей логикой догмат о Пресвятой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троице или о Троическом Единстве Бога в Самом Себе. <…>

    Откуда ж взялось зло на земле, когда по словам Библии: "И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма" (Быт.1:31)? Откуда взялся диавол, нарушивший блаженную и детски счастливую жизнь наших прародителей?

    Грехопадению прародителей, - отвечает Св. Православная Церковь, - предшествовало грехопадение в мире горнем или ангельском.

    И не будь грехопадения там, быть может, никогда не свершился бы и скорбный акт грехопадения наших прародителей.

     

    О нарушении гармонии во вселенной

    Грехопадению человека предшествовало грехопадение, свершившееся в горнем или ангельском мире. По единодушному учению отцов Церкви, сначала пал великим грехом гордыни и непослушания Богу один из самых первых и совершенных ангелов, а затем этот первоверховный ангел увлек за собой и других, находившихся в его власти и подчинении, ангелов. Злоупотребив свой свободной волей, этот ангел пал великим грехом ума: он "не устоял в истине" (Ин.8:44) и с тех пор сделался лжецом и отцом лжи и человекоубийцей. Этот главарь всех злых духов, называемый диаволом, носит в Св. Писании и другие, самые непривлекательные имена: искусителя, вельзевула, князя бесовского, велиара, сатаны, князя мира сего, а остальные злые и нечистые духи называются бесами, демонами, аггелами диавола и аггелами сатаны.

    При уяснении сущности греха, каким пал первоверховный ангел, отцами Церкви высказываются два мнения. Одни говорят, что "завистью диаволею смерть вниде в мир"; но другие, как например, Григорий Богослов говорят, что завистью диавола вошла смерть в земную блаженную жизнь первого человека. Падение же самого диавола свершилось чрез его гордыню. Отсюда и премудрый Сирах говорит, что начало греха - гордыня. Апостол Павел, давая совет не посвящать сразу во епископы новокрещенных христиан, мотивирует это наставление предостережением: "чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом" (1Тим.3:6).

    Гордыня диавола проявилась в безумном желании быть равным Богу, а по мнению некоторых отцов Церкви, гордыня диавола проявилась в желании диавола стать даже выше Бога. Некоторые отцы Церкви говорят, что первоверховный, самый близкий к Богу ангел, узнав о том, что Второе Лицо Пресвятой Троицы - Сын Божий должен пострадать за грехи людей в будущем, не мог проникнуть в великую тайну искупления человечества и, усомнившись в Божестве Сына Божия, не восхотел поклоняться, а по мнению других - позавидовал Его преимуществу пред всеми ангелами. И действительно, апостол Павел изображает диавола противником Божиим. По учению апостола, грядущий антихрист во всем своем безобразии и бесстыдстве обнаружит эту закоснелую дьявольскую гордыню, не знающую предела. Антихрист - "человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Сол.2:4).

    Падение в ангельском мире было неизмеримо более глубоким и дерзким, чем падение первых людей. Будучи бесплотными, духовными силами, свободными от всех искушений плоти, ангелы пали грехом гордыни, по ранее обдуманному плану дерзко восстав против Создателя. Не только главный, но и все последовавшие за ним ангелы пали так глубоко, что уже никогда не восстанут из бездны своей закоренелой гордыни. И диавол, и все последовавшие за ним, не сохранившие своего достоинства ангелы, по словам ап. Иуды, блюдутся "в вечных узах, под мраком, на суд великого дня" (Иуд.1:6).

    Было время, до низвержения их с неба, когда можно было покаяться; но падшие ангелы не покаялись, и нет уже им возможности покаяния теперь.

    Св. Василий Великий говорит, что оставалась еще некоторая возможность для покаяния диавола, пока не искушен был первый человек. Но вот произошло устроение вещественного мира, насажден рай, появился невинный и блаженный человек в раю, да еще с заповедью о послушании Богу.

    Вот тогда-то и увеличилась зависть диавола при виде блаженной жизни прародителей наших, и возможность покаяния была потеряна навсегда. Вот почему частное мнение, высказанное Оригеном, что придет время, когда и диавол покается, было осуждено Вселенской Церковью, отрицающей всякую возможность "эволюции диавола и аггелов его".

    В Св. Писании мы находим многочисленные свидетельства о несомненном существовании не только диавола, но и других нечистых духов и злых бесов или демонов, которых Господь и Его апостолы изгоняли из людей.

    Число падших ангелов, сделавшихся злыми духами, очень велико. Спаситель многих исцелял от злых духов и изгонял из них бесов, а из одного человека изгнал целый легион бесов. Некоторые отцы Церкви, основываясь на словах Св. Иоанна Богослова, что "хвост его (змея) увлек с неба третью часть звезд (ангелов) и поверг их на землю" (Апок.12:4), - заключают, что диавол увлек за собою одну треть ангелов; но другие отцы Церкви говорят, что лучше всего полагать, что в общем пало великое множество ангелов, а сколько точно – неведомо.

    Диавол, согрешивший первым, очевидно, увлек за собой ангелов разных чинов и степеней, сохранивших за собой эти степени и после падения. Вот почему апостол Павел и поучает нас быть всегда во всеоружии Божием, чтобы стоять "против козней диавольских,.. против начальств, против властей,.. против духов злобы поднебесных" (Еф.6:12).

    Некоторые отцы Церкви полагают, что падшие ангелы могли получить от диавола новое разделение по степеням, согласно их преуспеянию во зле.

    Итак, злых духов Бог не творил. Злые духи и творят злое не по своей первозданной природе, существу и назначению, а в силу своего свободного уклонения от послушания и подчинения своему Создателю, в силу приобретенной в грехопадении наклонности противиться Богу и всему, что дорого и свято в очах Божиих. Отсюда и св. Иоанн Богослов начало зла в мире приписывает исключительно диаволу, нарушившему вселенскую гармонию по попущению Творца, Который не насилует свободной воли Своих свободных тварей: ангелов и людей. Обличая иудеев, Спаситель сказал: "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи" (Ин.8:44).

    Однако были и теперь находятся "мудрые и премудрые мира сего", которые находят более логичным допустить, что зло существовало от вечности и что, будто бы, вечно было два враждующих между собою начала: доброе и злое. При этом одним дуалистам это совечное существование двух начал представляется так: злое начало, как бы оно сильно ни было, всегда ниже доброго начала по своему могуществу. Другие же дуалисты считали эти два противоположных начала равносильными, вечно враждующими, а посему во вселенной и нет ни абсолютного добра, ни абсолютного зла, и все время то одно, то другое начало побеждает. Но в этой системе дуалистов много несообразного и логически противоречивого, а именно: если два начала были бы абсолютно равносильны, тогда они могли бы взаимно обессилить друг друга и тогда бы не было в мире ни добра, ни зла. Если же согласиться с первым мнением, что зло и добро не равносильны, то сильнейшее уничтожило бы слабейшее, и тогда в мире существовало бы, - смотря кто сильнее, - или одно доброе или же одно злое начало. Спрашивается, как же существуют эти начала? Ни одно в другом, ни одно возле другого они существовать не могут, как противоположные и взаимно разрушающие друг друга. Значит, если стать на точку зрения дуалистов, то придется допустить, что каждое из начал занимает особую часть вселенной и оттуда наступают друг на друга?.. Кто же назначил каждому началу область? Сами они этого не могли сделать, потому что зло, согласившись с добром, или добро, согласившись со злом, уже перестали бы быть злом и добром. Следовательно, остается допустить, что не добро и зло, а Кто-то Третий, и при том имеющий силу и власть над этими началами, существует во вселенной. Вернее, выходит, что в мире есть Одно Высшее Начало, которому подчинено все. Опять человеческий разум приходит к выводу, что есть Единый (Единственный) Бог. Что же касается добра и зла, то это уже - проявление низших, по сравнению с Богом, свободных начал, а именно: добрых духов или ангелов как служителей, послушных Богу, сотворенных добрыми Самим Богом; и злых духов: диавола со слугами его, падших по собственному произволу и низверженных с неба.

    Дуалисты говорят, будто бы их система помогает объяснить существование в мире зла, ибо невозможно, чтобы зло происходило от добра. Конечно, зло не произошло от добра, ибо как доброе может породить злое? Когда Бог сотворил мир, "увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма" (Быт.1:31).

    Значит, из рук Творца все вышло хорошим, добрым, и зла, в первое время не существовало. Зло появилось тогда, когда некоторые свободные твари отступили от естественного повиновения Богу и перешли в противоестественное существование без Бога и вне Бога. Быть же добрыми все свободные твари могут только пребывая в Боге, как абсолютном и реальном добре.

    Говоря о диаволе и аггелах его, согрешивших неисправимым грехом смертной и погибельной гордыни, Святая Церковь, как чадолюбивая мать, пекущаяся о спасении всех верных чад ее, матерински предупреждает и поучает нас, что хула на Духа Святого является таким же смертоносно-погибельным и страшным грехом, который не будет прощен ни в сем веке, ни в будущем: "хула... на Духа Святаго не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф.12:31-32). Таким образом, хулителей Духа Святого ожидает та же участь, какая определена диаволу и аггелам его.

    Что же касается грехопадения первого человека, то оно не было таким страшным и погибельным, каковым было грехопадение в горнем, духовно-бесплотном ангельском мире.

    Падшие первые люди плакали, каялись, сознавали свою ошибку и страдали, что так оскорбили своего Создателя, а посему воля и разум первых людей могли снова получить направление в сторону добра, и послушания Богу. Диавол самовольно пал, а человек сделался жертвой искусителя. Однако и для падшего человека невозможно было восстать самостоятельно из глубины грехопадения без особой помощи Самого Творца.

     

    Источник: Pagez.ru

     

     

     

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл об ангелах Иерархия небесная и церковная Ангельские чины Ангелы Святитель Филарет (Дроздов) об ангелах Ангелология Рога и копыта. Кто такие бесы, и нужно ли их бояться Зло в мире. Христианское истолкование зла. Почему допущено зло? Существует ли зло? Можно ли спастись вне Церкви? Воздушная блокада, или где живут демоны

     

    Copyright © 2007-2011 "Angelologia. Православное учение об Ангелах"
    Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного согласия редакции.

    Rambler's Top100