Angelologia. Православное учение об Ангелах

  • На главную страницу
  • Работы православных богословов XVIII-XXI вв.
  •  

    Angelologia. Православное учение об Ангелах

    ___________________

    М. С. Иванов

    Воинство небесное

    Статья из «Православной энциклопедии»

     

    Cобор Архангелов. Новгород. XV век. Источник: прислано посетителем нашего сайта.

    Cобор Архангелов. Новгород. XV век. Источник: прислано посетителем нашего сайта.

     

    Воинство небесное [евр. , ], библейское выражение, употребляемое для обозначения ангелов: «...выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его» (3 Цар 22. 19; ср.: 2 Пар 18. 18; ср.: Лк 2. 13), в том числе падших: «И будет в тот день, посетит Господь воинство выспреннее (евр. , букв. - воинство высоты) на высоте и царей земных на земле. И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны. И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме…» (Ис 24. 21-23), и небесных светил: «И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонялся им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом» (Втор 4. 19). Также это выражение может служить указанием на множественность, напр., когда обетованное Давиду потомство сравнивается с воинством небесным (Иер 33. 22; ср.: Иов 25. 3, также в значении «множество», LXX: αριθμος, в Ис 34. 2). Однако контекст далеко не всегда позволяет указать его точное значение. Попытку провести различение и закрепить его филологически, по-видимому, представляют собой различные греческие эквиваленты евр. , предложенные в переводе Семидесяти, где данное выражение может передаваться как η στρατια του ουρανου (букв.- воинство неба, напр., в 3 Цар 22. 19; Неем 9. 6b - αι στρατιαι των ουρανων (букв.- воинства небес); ср.: Лк 2. 13; Откр 19. 14) или η δυναμις του ουρανου (букв.- сила неба, напр., в 4 Цар 17. 16; 2 Пар 18. 18; ср.: Пс 32. 6; Мф 24. 29 и пар.; 26. 64 и пар.; Рим 8. 38; Еф 1. 21; 2 Фес 1. 7; 1 Петр 3. 22); ο κοσμος του ουρανου (букв.- устройство, мир, украшение неба, напр., во Втор 4. 19; 17. 3; ср.: Быт 2. 1); οι αστεροι του ουρανου (букв.- звезды неба, напр., в Дан 8. 10; ср. τα αστρα в Ис 34. 4; 45. 12).

    Икона «Спас в силах». Христос изображен сидящим на престоле в окружении небесных сил. Подножие поддерживают один из ангельских чинов -  Престолы, изображенные в виде крылатых огненных колес

    Икона «Спас в силах». Христос изображен сидящим на престоле в окружении небесных сил. Подножие поддерживают один из ангельских чинов - Престолы, изображенные в виде крылатых огненных колес.

     

    Воинство небесное создано Богом (Быт 2. 1; Пс 32. 6), его единственным Творцом (Неем 9. 6a). Существа и силы, составляющие воинство небесное, окружают Бога (3 Цар 22. 19; ср.: 2 Пар 18. 18) и служат Ему (Неем 9. 6b), благословляют (Пс 102. 21) и восхваляют Его (Пс 148. 2). Как творение Божие воинство небесное не исключено из Его провиденциальных планов и замыслов. Звезды сражаются на стороне Израиля против его противников (Суд 5. 20). Рождество Иисуса Христа было возвещено посредством звезды (Мф 2. 2). При этом Сам Христос есть не только «корень и потомок Давида», но и «звезда светлая и утренняя» (Откр 22. 16). В песнопениях, посвященных Его Рождеству, Он неоднократно называется «Солнцем правды» (ср.: Мал 4. 2). Что же касается христиан, поклоняющихся этому Солнцу, то в их сердцах, очищенных от тьмы греха, должна «взойти» «утренняя звезда» (2 Петр 1. 19). Солнце и луна померкли, знаменуя этим смерть Иисуса Христа на кресте (Мф 27. 45), и при Его Втором пришествии «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф 24. 29-30). Сам Господь предводительствует воинством небесным (Ис 40. 26; ср.: Дан 4. 32) и дает ему закон (Ис 45. 12), с чем может быть связано наименование Бога Господом Саваофом ( , букв.- Господь воинств, подробнее см. ст. «Господь Саваоф»).

    Икона «Рождество Христово»

    Икона «Рождество Христово».

     

    Обозначение одушевленных ангельских сил и неодушевленных светил при помощи одного выражения отражает обычное для древних представление об окружающей действительности. Оно коренилось в их понимании мира как существа одушевленного. Объяснение этому одни из них находили в том, что мир оживотворяется Самим Богом, другие - в том, что мир полон богов. Соответственно солнце, луна, «царица неба» Иштар, планета Венера и вообще все «воинство небесное» выступают в качестве главных действующих лиц в языческих астральных культах.

    Господь предостерегает Израиль от религиозного поклонения воинству небесному (Втор 4. 19). Законодательство Моисея решительно противостоит ему, предусматривая суровые наказания для тех, кто его совершает: кто «пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному», будет предан смерти (Втор 17. 2-5). Однако Израиль не избежал служения воинству небесному. Оставив «все заповеди Господа Бога своего», израильтяне «сделали себе литые изображения двух тельцов и устроили дубраву, и поклонялись всему воинству небесному, и служили Ваалу и проводили сыновей своих и дочерей своих чрез огонь, и гадали, и волшебствовали…» (4 Цар 17. 16). Царь Манассия «соорудил жертвенники всему воинству небесному» даже «в доме Господнем». Там же он «поставил истукан Астарты» (4 Цар 21. 1-7; ср.: 2 Пар 33. 3, 5). Живописную картину приготовления к совершению астрального культа рисует пророк Иеремия: «Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам» (Иер 7. 18). Астральные обольщения приводили к тому, что народ попадал в магическую зависимость от «знамений небесных», следил за ними и определял по ним свою судьбу, боялся их и использовал для предсказания будущего (Иер 10. 2; Ис 47. 13). Благочестивые цари и пророки осуждают подобные обычаи и борются с ними (4 Цар 23. 4-5; Иер 19. 13). В видении пророка Иезекииля эти культы характеризуются как «мерзости»: «...видишь ли, сын человеческий? обратись, и еще увидишь большие мерзости. И ввел меня во внутренний двор дома Господня, и вот у дверей храма Господня, между притвором и жертвенником, около двадцати пяти мужей стоят спинами своими ко храму Господню, а лицами своими на восток и кланяются на восток солнцу» (Иез 8. 15-16). Согласно эсхатологическим представлениям, отраженным в книгах пророков, в конце времен это воинство небесное будет уничтожено (Ис 34. 4; ср.: Мф 24. 29 и пар.), составляющие его силы будут заключены в темницу и наказаны (Ис 24. 21-22), Бог истребит поклоняющихся им (Соф 1. 2-5). В апокалиптическом видении пророка Даниила часть воинства небесного будет низринута на землю «царем наглым и искусным в коварстве», который придет в конце времен «на две тысячи триста вечеров и утр» (Дан 8. 9-11, 14, 23-25).

     

    Полная версия статьи

     

     

     

    Ангелология Небесные силы и наша современная жизнь Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Ангелы Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово о Небесном ангельском воинстве Явления и чудеса Святых Ангелов Как изобразить непостижимое? Иконография ангелов и архангелов Собор архангелов Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Молитва ко святым Ангелам (из каноника) Тропарь, кондак и величание Небесным Силам Бесплотным Существует ли зло? Можно ли спастись вне Церкви? Воздушная блокада, или где живут демоны

     

    Copyright © 2007-2011 "Angelologia. Православное учение об Ангелах"
    Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного согласия редакции.

    Rambler's Top100