Angelologia. Православное учение об Ангелах

  • На главную страницу
  • Работы православных богословов XVIII-XXI вв.
  •  

    Angelologia. Православное учение об Ангелах

    ___________________

    Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исаия (Белов)

    Из книги "Догматическое богословие"

    Ангелы в Священном Писании. Происхождение Ангелов. Природа Ангелов. Число Ангелов. Ангельская иерархия. Архангелы. Промысл Божий о добрых ангелах. Промысл Божий по отношению к злым духам

     

    Ангелы в Священном Писании

    Слово αγγελος (греч.) означает "вестник", "посланник", что указывает не на природу Ангелов, а на исполняемое ими служение. Словом "ангел", в значении "вестник", в Священном Писании именуются не только бесплотные духи, но и другие посланники Божии. Например, ангелом именуется пророк Моисей (Числ. 20:16) и другие пророки (Ис. 33:7; Агг. 1:13); Предтеча Христов, как и Сам Христос, назван "Ангелом Завета" (Мал. 3:1). В Новом Завете "ангелами", кроме Предтечи (Мф. 11:10), в греческом тексте именуются его ученики (Лк. 7:24), Апостолы (Лк. 9:52), предстоятели Церквей (Откр. 1:20; 2:1), а в Ветхом Завете – даже различные стихии, когда они являются исполнителями воли Божией (Пс. 77:49).

    Отсюда, конечно, не следует, что Писание ничего определенного не говорит о бытии бесплотных духов – Ангелов в собственном смысле слова. В Библии их существование никогда не ставилось под сомнение. Свидетельства о них весьма многочисленны в обоих Заветах.

    Так, по изгнании из рая впадших в грех людей, Херувим с пламенным мечом был поставлен охранять двери рая (Быт. 3). Авраам, посылая своего слугу к Нахору, обнадеживал его, говоря, что Господь пошлет с ним Ангела Своего и благоустроит путь его (Быт. 24:7). Иаков видел Ангелов и во сне (в видении таинственной лестницы, на пути в Месопотамию. - Быт. 28) и наяву (на пути домой, к Исаву, когда он увидел "ополчение" Ангелов Божиих. - Быт. 32:1-2). В Псалтири много раз говорится об Ангелах (например, хвалите Его, все Ангелы Его - Пс. 148:2; Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих - Пс. 90:11). О них сказано в книге Иова и у пророков. Пророк Исаия видел Серафимов, окружающих престол Божий (Ис. 6); пророк Иезекииль видел Херувимов в видении Дома Божия (Иез. 10).

    Новозаветное Откровение содержит очень много упоминаний об Ангелах. Ангел возвестил Захарии зачатие Предтечи; Ангел возвестил Пресвятой Деве Марии рождение Спасителя, и Ангел являлся во сне Иосифу; многочисленное воинство Ангелов славословило рождество Христово, Ангел благовествовал пастухам рождение Спасителя, Ангел удержал волхвов от возвращения к Ироду; Ангелы служили Иисусу Христу по искушении Его в пустыне; Ангел являлся для укрепления Его в саду Гефсиманском; Ангелы возвестили мироносицам о Воскресении Христовом, а Апостолам при Вознесении Христа на Небо о Втором Его Пришествии. Ангелы разрешили узы Петра и других Апостолов и одного Апостола Петра; Ангел возвестил Апостолу Павлу, что ему должно предстать пред кесаря. Видение Ангелов лежит в основе откровений, данных святому Иоанну Богослову.

    Сам Господь Иисус Христос неоднократно возвещает об Ангелах. Говорю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, - и Сын Человеческий исповедает его пред ангелами Божиими. А отвергнувший Меня пред людьми, будет отвергнут пред ангелами Божиими (Лк. 12:8-9). Ангелы - постоянные свидетели Божественных действий. Они постоянно видят лицо Отца Небесного, то есть созерцают Божество в Его энергиях. Они будут сопровождать Христа в Его славном Втором Пришествии.

    После столь многочисленных свидетельств нельзя сомневаться в существовании ангельского мира. Следует признать совершенно безосновательным мнение протестантской библейской критики о том, что учение об Ангелах почерпнуто евреями из персидской религии во время Вавилонского плена. Упоминание об Ангелах проходит через всю Библию, включая древнейшие ее книги, написание которых предшествовало переселению евреев в Вавилон. Кроме того, имеются существенные различия между персидским и богооткровенным учением о бесплотных духах.

      1. Религия персов дуалистична, и, соответственно, добрые Ангелы происходят от доброго начала (Ормузда), а злые - от злого (Аримана). Библия же учит, что Единый Бог все сотворил "весьма хорошим", и только впоследствии часть Ангелов пала по своей воле.

      2. Духи персов двуполые, как и люди. По библейскому же учению, Ангелы бесплотны и не разделяются по половому признаку.

      3. Если персы поклонялись Ангелам так же, как Ормузду, то евреям всякое поклонение Ангелам было запрещено.

    Столь же неприемлемо мнение рационалистов, что Христос и Апостолы, говоря об Ангелах, только приспосабливаются к народным верованиям. Это было бы несообразно со святостью Спасителя и высотой Его учения. В Его устах не было лжи. Христос - воплощенная Истина.

    Вразумляя саддукеев, отвергавших Воскресение и бытие Ангелов, Господь говорит: "Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией. Ибо в Воскресении ни женятся, ни замуж выходят, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах" (Мф. 22:29-30).

    Если в Послании к колоссянам Апостол и предупреждает от чрезмерного или неправильного почитания Ангелов (Кол. 2:18), то в этом же Послании он перечисляет некоторые степени ангельской иерархии, созданной Сыном (Кол. 1:16), не оставляя сомнений в действительном бытии ангельского мира.

     

    Происхождение Ангелов

    В Символе веры мы исповедуем Бога Творцом мира видимого и невидимого. Апостол Павел также пишет, что Сыном Божиим создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано (Кол. 1:16). Еще древние отцы Церкви, вопреки ложным гностическим теориям об Ангелах, как порождениях Божественной природы, совершенно ясно учили об их тварности.

    Откровение не говорит определенно о времени сотворения бесплотных сил. Однако имеются косвенные указания, что они были сотворены прежде человека и прежде вещественного мира. Так, в образе змия праотцов искушал не кто иной, как падший ангел (Быт. 3). Таким образом, ко времени создания прародителей ангельский мир не только существовал, но в нем уже совершилось отпадение от Бога некоторых Ангелов. В книге Иова сказано, что когда еще только полагалось основание земли, то Ангелы Божии восклицали от радости, прославляя всемогущество Творца (Иов 38:6-7). И если земля поначалу была не устроена, безвидна и пуста, то духовное небо не нуждалось в устроении, ангельский мир сразу был создан упорядоченным.

    Святые отцы также учат, что Ангелы были сотворены прежде вещественного мира. Святитель Григорий Богослов пишет, что "Бог измышляет прежде всего ангельские Небесные Силы; и мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено Духом. Поскольку же первые твари (Ангелы) были благоугодны, то измышляет другой мир - вещественный и видимый" [1]. Святой Иоанн Дамаскин высказывает ту же мысль: "...Надлежало сотворить прежде всего умную сущность, потом - чувственную и после уже из той и другой сущности - человека" [2].

     

    Природа Ангелов

    А. Бесплотность

    В Писании Ангелы именуются духами (Евр. 1:14). Апостол Павел относит их к миру невидимому (Кол. 1:16), что также указывает на духовность их природы. О бесплотности Ангелов ясно учит Сам Христос. По Своем Воскресении Он явился ученикам, которые устрашились Его явления, приняв Его за духа. Но Он сказал: "Что смущаетесь... посмотрите на руки Мои и на ноги Мои... осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня" (Лк. 24:38-39). То есть духи не имеют не только грубого земного тела, но даже такого легкого, всепроникающего, прославленного тела, которое имел Воскресший Спаситель и которое будут иметь святые в Будущем Веке.

    В Писании Ангелы всегда изображаются в каких-либо чувственных, чаще всего в человеческих, образах. Это, однако, не говорит об их телесности. Сам Бог неоднократно в Ветхом Завете являлся в подобных же чувственных образах (три странника, купина, облако, Ангел и т.д.), потому что Бог временно может принимать любые формы, чтобы стать видимым. То же самое святые отцы говорят об Ангелах. "Ангелы, являясь, по воле Божией, достойным людям, являются не такими, каковы (они) сами по себе, но преобразуясь сообразно тому, как смотрящие могут видеть их", - пишет святой Иоанн Дамаскин [3].

    Таким образом, ангельские языки, многоочитость и крылатость - это только символы свойств ангельской природы, их духовной проницательности и стремительности. Тела, в которых они являлись людям, им не принадлежат, но принимаются ими временно по воле Божией. Святой Иоанн Дамаскин говорит, что тварная природа ангельского мира для нас не постижима: "Один только Творец знает вид и определение этой (ангельской) сущности" [4]. Неизвестно, являются ли Ангелы единосущными друг другу. Возможно, что каждый из них - особое творение Божие, особый духовный мир.

    Итак, Ангелы суть чистые, или бесплотные, духи. Но какова их природа по отношению к Богу? Допустимо ли считать их такими же абсолютными и совершенными духами, как Сам Бог? Конечно, нет. Духовность Ангелов, как тварных существ, безусловно, ограниченна и конечна. Древние отцы и учители Церкви почти все объединяются в мысли, что Ангелы имеют только сравнительно с человеком бесплотную и духовную природу. Одни из отцов и церковных писателей - святой Иустин Философ, Тертуллиан, Ориген, святитель Мефодий Патарский и святитель Василий Великий - говорили о телесности Ангелов на том основании, что все тварное не чуждо некоторой вещественности. Эту ангельскую телесность они понимали, однако, в особом, высшем, смысле. Они говорили, что Ангелы не имеют ничего общего с видимыми, чувственными телами, но обладают природой безвидной и эфирной. Другие святые отцы - Афанасий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Иоанн Дамаскин - считали, что Ангелы совершенно бестелесны. Однако и они все же допускали в Ангелах некоторую вещественность. Так, святой Иоанн Дамаскин пишет: "Бестелесным и вещественным называется Ангел только по сравнению с нами, ибо в сравнении с Богом единым, несравненным все оказывается грубым и вещественным; одно Божество всецело невещественно и бестелесно" [5]. Отцы VII Вселенского Собора в подтверждение положения о допустимости изображать на иконах Ангелов указывали, что один только Бог бестелесен и невидим. "Что же касается разумных сил, то они не всецело изъяты от телесности и не безусловно невидимы, будучи одарены тонкими, воздухообразными или огненными телами, в которых, они неоднократно являлись и были видимы" [6]. Отцы не уточнили, временно или постоянно носят Ангелы эти тонкие тела. Они засвидетельствовали только, что бесплотность Ангелов относительна, что Ангелы являлись людям, а потому они в определенном смысле изобразимы.

    Будучи бесплотны, Ангелы свободны от телесных потребностей. Они не нуждаются в вещественной пище, хотя иногда Библия изображает их вкушающими ее. Святой Иустин Мученик учит, что Ангелы, подобно огню, могут уничтожать предложенные им яства. Так Ангел говорит Товиту: "Все дни я был видим вами, но я не ел и не пил - только взорам вашим представлялось это" (Тов. 12:19). Правда, Писание называет манну, посланную с небес для насыщения евреев в пустыне, "хлебом ангельским" (Пс. 77:25), но эти слова не следует понимать буквально. Манна служила для питания тела, а вместе с ней подавалась благодать для питания души [7]. Эта же благодать поддерживает жизнь ангельского мира.

    Ангелы не рождают себе подобных. Христос говорит, что в Воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах (Мф. 22:29-30). Ангелы не "имеют нужды в браке, так как они не суть смертны", - пишет святой Иоанн Дамаскин [8]. Так как они не могут размножаться, то были сотворены все сразу одновременно, и в таком множестве, что они превосходят, по мысли святителя Иоанна Златоуста, всякое число [9].

    В некоторых апокрифах говорится о браке между Ангелами и женщинами. В книге Еноха текст из книги Бытия, где сказано о браках "сынов Божиих" с "дочерями человеческими" (Быт. 6:4), толкуется как сообщение о нечестивом "смешении женской крови с ангельским огнем". Однако отцы Церкви отвергают подобное толкование и считают, что здесь речь идет о браках между сифитами и каинитами. Впрочем, отдельные христианские писатели, в частности, Тертуллиан, святой Иустин Философ, Климент Александрийский, считали возможным союз падших ангелов и женщин. Тертуллиан писал, что сила женской прелести такова, что может соблазнить не только демонов, но и Ангелов (видимо, в этом смысле он понимал слова Апостола Павла: "Жена должна иметь на голове знак власти над нею, для Ангелов" (1 Кор. 11, 10).

    Мнение о возможности брачных отношений человека с богами (то есть демонами) было очень распространено в язычестве. В культах Ваала, Диониса, Астарты и других встречается огромное количество богов-отцов и матерей, богов любви, которые вступают в брак между собой и людьми. Так называемая священная проституция, практиковавшаяся в языческих храмах, олицетворяла отношения божеств [10]. Не случайно в Ветхом Завете Бог клеймит ритуалы язычников, называя идолопоклонство блудодейством (Исх. 34:15; Ис. 1:21). Когда Апостол Иуда в своем Послании сообщает об Ангелах, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище (1:6), то здесь не следует искать намека на какой-то демонический брак, но надо разуметь отпадение части Ангелов от Бога.

     

    Б. Отношение к пространству и времени

    Ангелы бесплотны и, следовательно, не занимают места в пространстве. Они молниеносно передвигаются, и для них не существует препятствий. "Они не удерживаются ни стенами, ни дверями, ни запорами, ни печатями" и могут временно принимать различные пространственные образы. Святой Иоанн Дамаскин пишет, что, будучи небесными умами, они находятся в местах, "постигаемых только умом, не телесным образом будучи описуемы (ограничены), - ибо по природе не имеют вида, как тела, и троякого измерения, - но духовно присутствуют там, где им поведено, и не могут в одно время быть и действовать здесь и там... Когда они находятся на Небе, их нет на земле, и, когда Богом посылаются на землю, они не остаются на Небе". Иначе говоря, Ангелы не вездесущи, то есть в известном смысле они все же ограничены в пространстве [11]. Ибо они не содержат всего мира, но сами находятся в нем, будучи соответствующим образом ограничены сотворившим их Богом [12].

    Им принадлежит бессмертие. Писание учит, что они умирать не могут (Лк. 20:36). Однако Ангел, по мнению святого Иоанна Дамаскина, "бессмертен не по природе, но по благодати (по дару), ибо все, что имело начало по естеству, имеет и конец" [13]. Святитель Григорий Палама, напротив, считает Ангелов бессмертными по природе так же, как и человеческие души. Именно в силу их бессмертия возможны вечные муки. Вечность ангельского мира - вечность тварная, имевшая начало. Ангелы были сотворены в первое мгновение сотворения мира, "в начале", на грани между временем и вечностью. "Из этой мгновенной временности, - пишет В. Лосский, - они вышли для вечной хвалы и служения или же бунта и ненависти. В тварной вечности существует некий процесс, потому что ангельская природа может непрестанно возрастать в стяжании вечных благ, но это совершается вне временной последовательности" [14]. "Все временные существа получили от Создателя чин бытия и начало, а для некоторых и конец предназначен, но добродетели конец беспределен... и Ангелы, эти бестелесные существа, не пребывают без преуспеяния, но всегда приемлют славу к славе и разум к разуму" [15]. Такого рода изменчивость ангельской природы связана с определенной, хотя и неизвестной нам временностью [16].

     

    В. Совершенство Ангельской природы

    Ангелы сотворены по образу и подобию Божию. Святой Иоанн Дамаскин пишет: "Творец Ангелов, приведший их из не-сущих в бытие, создал их по образу Своему бестелесными, разумными и свободными" [17]. Святитель Григорий Палама учит, что по подобию Божию мы значительно умалены, и в особенности теперь, от Ангелов [18]. В отличие от нас, они всегда непосредственно причащаются Божественного Света, а уподобление Богу и происходит через озарение Его благодатью. По благодати и сиянию, по единению с Богом Ангелы превосходнее людей. Потому они и называются - вторые сияния, служители Высшего Сияния, вторые светы, отблески Первого Света, умные силы и служебные духи. "Ангел есть некое истечение (струя) Первого Света и причастие Его. И божественные умы, круговращаясь, соединяются с безначальным и бесконечным осиянием красоты и блага. Сам Бог есть Свет... И то, чем солнце является для чувственных существ, то для умных сил есть Бог" [19]. Называя святых Ангелов "струей Божества", не следует в пантеистическом смысле отождествлять их с некоей частью сущности или энергии Божией. Как и все существующее, Ангелы сотворены "из ничего" мановением Божественной воли. Сущность их тварна, но они обильно насыщаются Божественной благодатью и передают ее остальному творению, поэтому по причастию благодати именуются в богословии "реками Божественной Благости". Они созерцают Божество "насколько это для них возможно, и это служит им пищей", - пишет святой Иоанн Дамаскин [20]. Он же дает определение Ангелу: "Ангел есть природа разумная, одаренная умом и свободной волей" [21]. Вслед за святым Иоанном Дамаскиным, святитель Григорий Палама учит, что Ангелы как бесплотные органов чувств не имеют. "Добрые Ангелы, - пишет он, - имеют ведение чувств, но воспринимают это не чувственной и природной силой, а познают это боговидной силой (т.е. по благодати), и от этой силы ничто из настоящего, прошедшего или будущего укрыться не может" [22].

    Обладая разумом и свободной волей, Ангелы могут преуспевать в добре или уклоняться к злу. Впрочем, святые Ангелы, пишет Дамаскин, "неудобопреклонны к злу, хотя и не непреклонны, но теперь даже и непреклонны - не по природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу" [23]. Они свободно избрали путь прославления Бога, служения Ему, что является средством совершенствования их природы.

    Их мудрость представляется в Писании образцом для человека (2 Цар. 14:20). Они имеют ум более тонкий, гибкий и широкий, чем человек. Ангелам света чужды зависть и гордость. Они исполняются радости по случаю раскаяния каждого грешника (Лк. 15:10). Ангелы наделены могуществом и силой. По словам Апостола Петра, силой и крепостью они превосходят все земные начальства и власти (2 Пет. 2:11). По повелению Божию они могут совершать необычайные действия. Так, Ангел, сойдя с небес к гробу Воскресшего Спасителя, произвел великое землетрясение (Мф. 28:2). В одну ночь Ангел избил 185-тысячное ассирийское войско (4 Цар. 19:35).

    Несмотря на свое совершенство, ангельская природа, будучи тварной, ограничена во всех отношениях. Ограниченность их разума не позволяет Ангелам познавать глубины Существа Божия (1 Кор. 2:11). Они не обладают всеведением, не знают будущего, если его не откроет им Сам Бог. Например, им неизвестен день и час Второго Пришествия (Мк. 13:32; Ис. 44:7). Для них не постижима до конца тайна Искупления, в которую они желали бы проникнуть (1 Пет. 1:12). Сокрыты от них, в известной мере, и помышления человеческих сердец (3 Цар. 8:39; Иер. 17:9). Иногда они предсказывают будущее, но не в силу собственного ведения, а по откровению свыше. Будучи бестелесны и свободны от телесных страстей, они "не бесстрастны", то есть не вполне свободны от духовных страстей, "ибо бесстрастно одно только Божество", - пишет святой Иоанн Дамаскин [24]. В книге Иова сказано, что Бог не только в людях, но и в Ангелах Своих усматривает недостатки (Иов 4:18). Их воля и могущество ограничены их природой. Они не могут своей силой сотворить никакого чуда, если не получат повеления от Бога, Который один творит чудеса.

    Лаодикийский Собор своим 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание как служителей Святой Троицы. Празднование 8 ноября (21 ноября по н.ст.) установлено не случайно. Ноябрь - девятый месяц [25], что символически указывает на девять чинов небесной иерархии. Восьмой день указывает на будущий Собор всех Небесных Сил в день Второго Славного Пришествия Христова. Когда окончится это время, исчисляемое седмицей, тогда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним (Мф. 25:31) [26].

     

    Число Ангелов

    Ангельский мир представляется в Священном Писании необычайно великим. Так, патриарх Иаков, увидев Ангелов, сказал: "Это ополчение Божие" (Быт. 32:1-2). Пророк Даниил созерцал в откровении, как тысячи тысяч, то есть миллионы Ангелов служили Ветхому Деньми (Дан. 7:10). Многочисленное воинство Небесное славословило рождение Спасителя мира (Лк. 2:13) и т.д.

    Мысль о бесчисленности Ангелов некоторые святые отцы поясняли с помощью евангельской притчи о потерянной овце. Если все падшее человечество, по словам святителя Кирилла Иерусалимского, - это только одна заблудшая овца, то 99 незаблудших овец - святые Ангелы. "Населяемая нами земля, - пишет он, - есть как бы некоторая точка, находящаяся в средоточии неба: посему окружающее ее небо столь же большое имеет число обитателей, насколько больше пространство; а небеса небес содержат их необъятное число. Если написано: тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли Ему (Дан. 7:10), - это не потому, чтобы такое было число Ангелов, но потому, что большего числа пророк изречь не мог" [27].

     

    Ангельская иерархия

    Бог сразу создал различные роды ангельских сил. Различие между ними в природе не было результатом разной степени "охлаждения" Ангелов в любви, как учил Ориген. Дионисий Ареопагит привел в систему церковное учение о девяти ангельских чинах. Он пишет, что Горний мир имеет иерархическое строение, так как не все ангельские чины в равной мере приемлют божественное просвещение. Низшие чины приемлют просвещение от высших. Ангельский мир есть единое целое и, вместе с тем, - лестница. Все Ангелы в известной мере причастны Божеству и сообщаемому от Него Свету [28], но степени их ведения и совершенства неодинаковы.

    Ангельская иерархия состоит из трех триад. Первая, высшая, это - Серафимы, Херувимы и Престолы. Все они находятся в ближайшей и непосредственной близости к Богу, "как бы в преддвериях Божества", у самого Троического святилища. Им доступно прямое и непосредственное ведение Божественных тайн. Они живут в неизреченном озарении, созерцают Бога в ярком свете.

    Шестокрылые Серафимы (евр. - пламенеющие, огненные), о которых говорится только у пророка Исайи (Ис. 6:2), пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

    Херувимы (евр. - колесницы) - духовные существа, которых пророк Иезекииль видел в образах человека, вола, льва и орла (Иез. 1). Эти символы означают, что Херувимы сочетают в себе качества разумности, повиновения, силы и быстроты. Херувимы предстоят престолу Божию (Откр. 4:6-7). Они являются духовной колесницей Всевышнего (Иез. 1:10), поэтому Бог именуется седящим на херувимах (1 Цар. 4:4).

    Херувим охранял вход в рай (Быт. 3:24). Изображения двух Херувимов осеняли Ковчег завета, место непосредственного присутствия Божия (Исх. 25:18-20). Царь Тирский, символизирующий, по мнению святых отцов, сатану, назван херувимом осеняющим (Иез. 28:14), что указывает на первоначальную близость его к Богу.

    Многоочитые Херувимы, по словам Дионисия Ареопагита, сияют светом богопознания. Они ниспосылают премудрость и просвещение для богопознания низшим чинам. Они суть "реки премудрости" и "места Божия успокоения"; отсюда некоторые из Херувимов именуются "Престолами", поскольку на них не чувственно, а духовно, особым обилием благодати почивает Сам Бог [29].

    Среднюю иерархию составляют: Господства, Силы и Власти.

    Господства (Кол. 1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Они учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, побеждать искушения. Силы (1 Пет. 3:22) творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Они помогают людям в несении трудов, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество. Власти (1 Пет. 3:22; Кол. 1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от нас бесовские искушения, оберегают подвижников, помогают им в борьбе со злыми помыслами. Им принадлежит также власть над силами природы, например, ветра и огня (Откр. 8:7).

    В низшую иерархию входят: Начала, Архангелы и Ангелы.

    Начала (Кол. 1:16) начальствуют над низшими Ангелами, направляя их деятельность к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять Вселенной, охранять страны, народы и племена. Они учат земные начальства исполнять свои обязанности не ради выгод и личной славы, а во всем искать славы Божией и пользы ближних.

    Архангелы (1 Фес. 4:16) благовествуют о великом и преславном. Они открывают тайны веры, пророчества и волю Божию людям, то есть являются проводниками Откровения.

    Ангелы (1 Пет. 3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют в добродетелях и святой жизни. Они охраняют верных, удерживают нас от падений, восставляют падших.

    Святитель Дионисий Ареопагит сознает несовершенство такой систематизации. Он пишет: "Сколько чинов небесных существ, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия, в точности знает один Бог, Виновник их иерархии; знают также и они сами свои собственные силы, свой свет, священное их и премирное чиноначалие. А нам об этом можно сказать столько, сколько Бог открыл нам через них же самих, как знающих себя" [30].

    Подобным образом рассуждает и Блаженный Августин: "Что есть Престолы, Господства, Начала и Власти в небесных обителях, непоколебимо верую и что они различаются между собой, содержу несомненно; но каковы они и в чем различаются между собой, не знаю".

    Некоторые святые отцы считают, что перечисленные девять чинов далеко не охватывают все существующие ангельские чины, имеются и другие, которые откроются лишь в Будущем Веке (Еф. 1:21).

    Известный православный богослов протоиерей Иоанн Мейендорф считает, что для христианской традиции иерархическая структура ангельского мира, предложенная Дионисием Ареопагитом, представляет большие неудобства. "Ветхозаветная ангелология сложна и никак не укладывается в иерархию Дионисия. Так, Серафим в книге пророка Исайи является непосредственным посланником Бога (в системе Дионисия Серафим должен был бы использовать нижележащую иерархию). Церковь чтит Архангела Михаила как главу Небесного воинства (в Послании Апостола Иуды он сражается с сатаной), однако в системе Дионисия архангельский чин - один из низших в небесной иерархии". Это было замечено святыми отцами, поэтому они принимали иерархию Дионисия с оговорками. Так, святитель Григорий Палама утверждает, что Воплощение Христа нарушило первоначальный порядок: в нарушение всех иерархических рангов Бог послал Архангела Гавриила, то есть одного из низших Ангелов, объявить Деве Марии благую весть о Воплощении. Отражая ту же мысль, песнопения праздников Вознесения и Успения провозглашают, что Ангелы удивились тому, что человеческая природа Христа и Богоматери "восходит от земли на небо" совершенно независимо от ангельской иерархии [31].

    Итак, следует иметь в виду, что классификация Небесных Сил Дионисия Ареопагита достаточно условна и схематична, она неспособна удовлетворительно объяснить некоторые факты Откровения и явления духовной жизни. Например, если строго следовать схеме Дионисия, то наше общение с Богом возможно только через Ангелов. Однако в Священном Писании сколько угодно примеров общения людей с Богом без посредства Ангелов.

     

    Архангелы

    В канонических книгах Библии упоминаются всего два имени Архангелов:

    1) Михаил (с евр. - "кто как Бог"; Дан. 10:13; Иуд. 1:9) - Архистратиг бесплотных Сил.

    2) Гавриил (с евр. - "муж Божий"; Дан. 8:16; Лк. 1:19) - служитель Божественной крепости и вестник тайн Божиих.

    Четыре имени встречаются в неканонических книгах:

    3) Рафаил (с евр. - "помощь Божия"; Тов. 3:16) - целитель недугов.

    4) Уриил (с евр. - "огонь Божий"; 3 Езд. 4:1) - служитель Божественной любви, возжигающий в сердцах любовь к Богу и просвещающий светом Богопознания.

    5) Селафиил (с евр. - "молитва к Богу") - служитель моления, научающий молитве.

    6) Иеремиил (с евр. - "высота Божия"; 3 Езд. 4:36).

    Кроме того, благочестивое предание говорит еще о двух Архангелах:

    7) Иегудиил (с евр. - "хвала Божия") - помощник в трудах и ходатай наград труждающимся во славу Божию.

    8) Варахиил (с евр. - "благословение Божие") - служитель Божиих благословений.

    Существует мнение, что семь из них предстоят престолу Божию. В этом смысле трактуются следующие слова из Откровения Иоанна Богослова: "Благодать вам и мир от Того, Который есть, и был, и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его" (Откр. 1:4). Это, конечно, довольно условное толкование. Точный смысл этого текста от нас сокрыт.

    <…>

     

    О Боге — Промыслителе духовного мира

    Как известно, мир бесплотных духов состоит из добрых и злых Ангелов. Промысл Божий различен по отношению к тем и другим. Если святым Ангелам Бог содействует в их духовно-нравственном преуспеянии и управляет ими, то демонов Он ограничивает в их злодействе и направляет, хотя и против их воли, совершаемое ими зло к благим последствиям. Остановимся на Промысле Божием о добрых Ангелах.

     

    А. Промысл Божий о добрых ангелах

    Так как добрые Ангелы пребывают в единении с Богом и исполняли порученные им служения, то Господь непрестанно освещает и просвещает их Своим Божественным светом, делая их по Себе вторыми светами или отблесками Своего света, сообщая им Свою благодать, оставаясь их Учителем, Правителем и Освятителем. А поэтому они при посредстве порученных им Богом служений непрестанно возрастают и совершенствуются в своих духовных силах.

    Предстоя Богу и всегда созерцая Его неизреченную славу, они непрестанно возносят Ему свои хвалебные песни и служат Богу в делах Его Божеского Промышления.

    Так, Ангелы служат орудиями Промысла в самом же ангельском мире, потому что "чины ангельские поставлены в таком порядке, что низшие Ангелы получают просвещение и благодеяния Божии через высших" [32]. Престолы, например, Серафимы и Херувимы поучаются непосредственно от Бога, как высшие из всех и ближайшие к Богу, а потом они поучают и прочие чины, и, таким образом, по порядку высшие учат низших. Таким образом, согласно Православному исповеданию, высшие Ангелы сообщают всякое ведение и просвещение.

    Ангелы служат Богу в Его промыслительной деятельности и в мире чувственном. Поэтому когда "одни из них предстоят великому Богу, другие своим содействием поддерживают целый мир, быв поставлены для управления стихиями и небесами, миром и всем, что в нем. Каждый из них получил (в заведование) одну какую-либо часть Вселенной или приставлен к чему-либо только одному в мире, как ведомо это было все Устроившему и Распределившему, и все они ведут к одному концу, по мановению Зиждителя всяческих".

    Но особым предметом живого участия в Промышлении Божием о мире являются для Ангелов люди, причем как целые народы и общества, так и отдельные личности. Как видно из упоминаний в книге пророка Даниила об иудейском, еллинском и персидском ангелах-князьях, ко всем народам приставлены Богом особенные Ангелы, которые предстательствуют за них пред Богом и следят за их судьбой, направляя неведомыми средствами и путями к назначенной им Провидением цели. А как можно видеть из примера Церквей, и к каждой Церкви, или пастве, приставлен особый Ангел, который имеет свое невидимое наблюдение над ней и оказывает ей свое благодатное покровительство и содействие. Наконец, в чем, несомненно, убеждают слова Самого Господа об Ангелах (Мф. 18, 10), и каждому из верующих дается Богом особенный Ангел, который становится для каждого постоянным его хранителем и споспешником его спасения. Входя во внутреннее общение с верующими при вступлении его в Христову Церковь, Ангел-Хранитель неотступно присутствует при нем и наблюдает за ним во всю его жизнь, если только не бывает отгоняем со стороны верующего какими-либо нечистыми и враждебными действиями, а вместе с тем, как всегдашний его помощник и споспешник, наставляет его в вере и всяком добре, охраняет от всяких зол его душу и тело, возносит его молитву к Богу и сам о нем предстательствует пред Богом во всех земных нуждах и скорбях, и, наконец, по окончании этой жизни, не оставляет его своей помощью, проводя его душу в неведомую страну вечности.

     

    Б. Промысл Божий по отношению к злым духам

    1. Бытие злых духов

    Вследствие своего плотского состояния, мы не способны видеть духов злобы, но мы имамы известнейшее пророческое слово, ему же внимающе яко же светилу сияющу в темнем месте (2 Пет. 1, 19), — можем познать своих врагов настолько, чтобы быть в состоянии победить их. Средством для познания духов для нас служит христианское учение, содержащееся в Священном Писании, раскрытое и утвержденное в творениях святых отцов и учителей Церкви.

    С учением о диаволе как о действительно существующем, личностном духе мы встречаемся на первых страницах Библии. По свидетельству книги Бытия, диавол, войдя в змия, убедил наших прародителей нарушить заповедь Божию (Быт. 3, 1—19). Что диавол был виновником греха, который погубил весь род человеческий, свидетельствует книга Премудрости Соломона: яко Бог созда человека в неистление и во образе подобия Своего сотвори его, завистию же диаволею смерть вниде в мир (Прем. 2, 23—24). По этой причине диавол называется человекоубийцей от начала (Ин. 8, 44).

    О том, что Моисей знал о существовании злых духов, свидетельствует книга Второзакония. Перечисляя беззакония иудеев, Моисей говорит, что они приносили жертвы бесам, а не Богу (Втор. 32, 17), то есть, как поясняет святитель Иоанн Златоуст, приносили жертвы идолам, в которых сидят бесы [33]. Диавол поразил праведного Иова гноем лютым от ног до головы (Иов 2, 7); диавол подучил Давида, да исчислит народ израильский (1 Пар. 21, 1). Демон Асмодей убил семь мужей, за которых по очереди была выдаваема Сарра — дочь Рагуила (Тов. 3, 8); злой дух овладел Саулом (1 Цар. 16, 14—15).

    С теми же свойствами зависти, хитрости и лукавства изображается злой дух и в книге Царств (3 Цар. 12, 19—23) и в книге пророка Захарии (Зах. 3, 1—2). В первом случае, диавол, чтобы побудить царя Израильского преступить заповедь Божию, обещает сделаться духом лжи в устах пророков, а во втором — клевещет на народ Израильский.

    Святой евангелист Иоанн Богослов истину бытия злых духов связывает с пришествием в мир Сына Божия. Творяй грех от диавола есть, яко исперва диавол согрешает. Сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя (1 Ин. 3, 8; ср. Мф. 12, 24—29; Иак. 2, 19). Из этих слов следует, что отрицание существования диавола ведет нас к отрицанию тайны падения, а следовательно, и тайны Искупления. В самом деле, зачем Христу было приходить на землю, когда диавола нет? А отрицая тайну Искупления, мы должны отвергнуть и все христианство. А что Господь Иисус Христос приходил на землю для того, чтобы разрушить дела диавола, свидетельствует вся евангельская история.

    "Ваш отец — диавол, — говорит Иисус Христос иудеям, — и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала" (Ин. 8, 44). Христос в притчах и прямо учил о диаволе и его ангелах как о существах действительных, как о злых духах, старающихся вредить людям. Изображая Страшный Суд, Христос говорит, что Сын Человеческий скажет тем, которые по левую сторону: "Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его" (Мф. 25, 41).

    По словам Христа Спасителя, сатана 18 лет мучил скорченную женщину (Лк. 13, 11—16); он же просил Господа сеять Апостолов, как пшеницу (Лк. 22, 31); в других местах Евангелия приводятся слова Иисуса Христа о том, что существует целое царство злых духов, что диавол — злобный князь царства сего — имеет своих слуг (Мф. 12, 25—27), что диавол — князь бесовский — есть князь мира сего (Ин. 12, 31).

    А как ясно учил Христос о бытии злых духов, когда исцелял бесноватых! Никогда Он не называл беснование естественной болезнью, а всегда признавал виновником ее бесов и изгонял их (Мф. 4, 24; 8, 16. Мк. 1, 34; 7, 29—30). Особенно замечательным является исцеление гадаринского бесноватого. Этот несчастный влачил свою жизнь не в человеческих жилищах, а в гробовых пещерах, бился о камни с пеной на губах, испускал вопли; пробовали сковать его, но он, как веревки, разрывал оковы.

    Что это за болезнь? Неверующие скажут: падучая болезнь, нервное расстройство. Очень вероятно, что душевное и телесное расстройства служат удобной почвой для диавола. Но про гадаринского бесноватого нельзя сказать, что он был только нервно расстроен; это видно вот из чего: изгнанные из несчастного бесы просили у Христа дозволения войти в стадо свиней. Христос дозволил, и вот стадо бросилось с крутизны в море (Мф. 8, 28—32). Кто же потопил свиней? Не бесноватый, который сидел у ног Христа, а легион бесов, изгнанных из него.

    Подобно Иисусу Христу, и Апостолы учили о зловредности злых духов, о их пагубном влиянии на род человеческий. По их учению, Христос воспринял нашу плоть для того, чтобы Своей смертью лишить власти имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр. 2, 14). Диавол есть лицо действительное, иначе Апостол Иуда не стал бы его изображать спорящим о теле Моисея с Архангелом Гавриилом (Иуд. 1, 9). Апостолы учили, что демоны — духи разумные (Иак. 3, 15), но злые (Деян. 19, 13). Будучи многочисленны, они образуют свое царство, во главе которого стоит сатана (Рим. 16, 20).

    Особенно убедительно доказывается бытие злых духов историей православного подвижничества. Святые всю свою жизнь вели жестокую брань с духами злобы и получали над ними власть: "наступать на силу вражию", изгонять бесов из одержимых, избавлять людей от бесовских козней. Еще Тертуллиан писал о христианах ранней Церкви: "Что касается демонов, то мы не только не отвергаем их, но сражаемся с ними, изгоняем из тела человеческого, как это всякому известно" [34].

    Верование Святой Церкви в бытие злых духов и их зловредную деятельность самым убедительным образом выразилось в ее молитвах и молебных чинах. Так, в 8-й молитве на сон грядущим православный христианин молит Бога: "...избави мя настоящаго обстояния бесовскаго... Изми мя от уст пагубнаго змия". В молитве святого Макария: "Спаси мя, яко Бог мой еси и Создатель... Да не убо похитит мя сатана и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоея руки и ограды".

    Церковь научает молиться Ангелу-Хранителю, дабы он не дал "места лукавому демону обладати... насильством смертного сего телесе".

    В чине Святого Крещения от восприемников требуется, дабы они за крещаемого отреклись "от диавола, и всех дел его, и всея гордыни его". Возможность же существования бесноватых как действительно одержимых злыми духами Церковь признает тем, что имеет особый чин: "О избавлении от духов нечистых".

    Итак, Священное Писание ясно учит, что диавол есть лицо действительно существующее. Поэтому, как говорит праведный Иоанн Кронштадтский, "упорное неверие в бытие злых духов есть настоящее беснование, ибо идет наперекор Божественному Откровению; отрицающий злого духа человек уже поглощен диаволом (1 Пет. 5, 8) и, сидя в тьме и сени смертной, не в состоянии зреть Солнце Правды" [35].

     

    2. Падение злых духов

    Все бесплотные духи были созданы добрыми, предназначенными к добру и возрастанию в святости. С самого начала они имели нужду в озарении и просвещении Божественным светом, который необходим для их мысленного зрения так же, как для наших глаз свет солнца. В их власти было освящаться благодатью Святого Духа через устремление к Богу, Источнику Жизни и Света.

    Однако Денница, один из высших начальственных духов, которым были подчинены низшие ангельские лики, назначенные для управления миром, отпал от Всеблагого Бога и увлек за собой в грех бесчисленное множество подчиненных ему духов. Под влиянием гордости он пренебрег своим, хотя и преимущественным, но зависимым от Бога положением, равно как и порученным ему от Бога служением. Он восстал против Творца, возмечтав стать равным Богу, но был низринут с Неба. Удалившись от Бога, он, вместе с тем, удалился от истинного света и добра и ниспал в область тьмы и бездну зла.

    С тех пор местопребыванием диавола сделалась та бездна, которая отделяет наш мир от мира святых Ангелов и обителей рая. Эта промежуточная поднебесная область иногда называется в Писании "воздухом". Так, в книге Иова диавол сам свидетельствует, что он обошел всю землю и протек поднебесную (Иов 1, 7; 2, 2). О пребывании падших духов в воздухе говорит Апостол Павел: "Несть наша брань к крови и плоти, но к началом и властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным" (Еф. 6, 12). Святитель Афанасий Великий пишет: "Диавол — враг нашего рода, ниспав с Неба, блуждает в пространстве этого нижнего воздуха, где, — начальствуя над другими демонами, соделавшимися непокорством и гордостию подобными ему, — при содействии их обольщает человеков привидениями и старается воспрепятствовать тем, которые стремятся горе", о чем Апостол Павел говорит: "По князю власти воздушныя, духа, иже ныне действует, в сынех противления" [36] (Еф. 2, 2). В толковании на псалом 41 святитель Иоанн Златоуст говорит: "Сколько демонов носится в этом воздухе? Сколько противных властей? Если б только позволил им Бог показать нам их страшный и отвратительный образ, то мы подверглись бы умопомешательству" [37]. А преподобный Антоний Великий говорит прямо, что "демоны носятся в воздухе" [38]. Если же злые духи наполняют воздух, то отсюда ясно, что они со всех сторон окружают нас. Вот как об этом говорит Преосвященный Феофан Затворник: "Обыкновенный образ перевода и понимания слова "поднебесный" означает, что духи летают в воздухе, и как воздух обнимает нас повсюду, так повсюду окружают нас и духи злобы и непрестанно приступают к нам, как комары в сыром месте" [39].

    Носясь в воздухе, бесы нисходят на землю, что ясно видно из Евангелия, которое повествует о различных действиях демонов на земле. Демоны могут входить в человека и в животных (Лк. 8, 29, 33). Они могут обитать и в воде. Православная Церковь ежегодно, в день Богоявления Господня, в своих "молитвах на освящение воды" просит Господа Бога об изгнании из воды демонов.

    По ниспадении злых духов с Неба в область поднебесную или воздушную (Еф. 2, 2; 6, 12) для них стал вовсе недоступен мир небожителей, и потому все их злостное внимание исключительно обращено на близкую к ним землю, с тем, чтобы здесь — между людьми — сеять зло. Зло, таким образом, составляет насущную потребность диавола, который ни о чем ином не мыслит и ни в чем не находит успокоения или наслаждения, кроме зла. Царство добра, как Царство Божие, ненавистно и недоступно ему, потому-то он старается разрушить дело Божие на земле. По словам Спасителя, диавол — враг Его, ибо на том поле, где Господь посеял пшеницу, диавол посеял плевелы (Мф. 13, 24—25).

     

    3. Искажение природы падших духов

    Какими же свойствами обладают злые духи? Священное Писание указывает, что злые духи имеют ум и волю (2 Кор. 2, 11). Они знают о существовании Бога, и это внушает им страх. "Ты веруеши, яко Бог един есть... и беси веруют и трепещут", — пишет Апостол Иаков (2, 19).

    Знают злые ангелы, конечно, и самих себя, потому что если дух человека знает, что в человеке (1 Кор. 2, 2), то, конечно, то же можно сказать и о злых духах. Известно злым духам и состояние нынешнего мира, как об этом говорится в книге Иова. Диавол, обойдя землю, поведал Господу о наблюдениях за людьми, и Господь не опроверг его слов как ложных (Иов 1—4). Знают падшие духи и нечто из будущего, которое происходит от определенных и неизменяемых причин. Будущее отчасти им известно из Откровения Божия, а также из наблюдения за характером и поведением людей. Бесы пронырливы и мгновенно перемещаются в пространстве, поэтому, чтобы обольстить человека, могут сообщать о каких-либо событиях, недавно происшедших.

    Однажды демон явился святому Андрею и предсказал о нравственном расстройстве христиан в последние дни. "В те времена, — говорил демон, — человеки будут злее меня и малые дети превзойдут стариков лукавством. Тогда я не буду учить людей ничему, они сами будут исполнять волю мою". Святой Андрей спросил: "Как это ты знаешь, ведь демон ничего не знает по предведению". На это демон отвечал: "Умнейший отец наш — сатана, пребывая в аде, гадательствует о всем посредством волхвования и передает нам".

    Но имея ум, злые духи настолько исказили его, что вместо основного качества высокого ума — стремления к истине, — главной чертой его сделали ненависть к истине, по этой причине диавол называется в Евангелии отцом лжи (Ин. 8, 44), а в Апокалипсисе — клеветником (12, 9). Воля демонов, закосневшая во зле, конечно, теперь может направлять их деятельность только к злу, но и демоны имеют некоторую свободу, потому что могут из многих зол выбирать одно. Вместо любви, существо диавола исполнилось непримиримой враждой и завистью к Богу и Его творениям. В нем мы имеем врага постоянного, поэтому Апостол Павел советует христианам облечься во всеоружие для борьбы с диаволом (Еф. 6, 12—17).

    Преподобный Исаак Сирин пишет: "Демоны, хотя и крайне нечисты, однако же в чинах своих не сокрыты друг от друга, но не видят других чинов (ангельских), которые выше их". Он отмечает также, что "демоны вовсе не имеют силы приводить в нас в движение естественные помыслы ума. ...Но святые Ангелы обладают этим, то есть могут и приводить в движение, и просвещать помыслы; тогда как демоны суть властители и творцы ложных мыслей — исчадий тьмы; потому что от светоносных приемлется свет, а от потемненных — тьма". В. Лосский отмечает, что в православной аскетике имеются специальные термины для обозначения различных воздействий, оказываемых духами злобы на душу человека. Это "помыслы", или образы, подымающиеся из низших областей души, из подсознания, затем — "прилог", не то чтобы "искушение", а наличие посторонней мысли, пришедшей извне и введенной враждебной волей в сознание. "Это не грех, — говорит Марк Подвижник, — но свидетельство нашей свободы". Грех начинается лишь при "сочетании", при прикреплении ума к привходящей мысли или образу, или, вернее, он — некоторый интерес или внимание, указывающее уже на начало согласия с вражеской волей, ибо зло всегда предполагает свободу, иначе оно было бы лишь насилием, овладевающим человеком извне.

    Воля падших духов направлена постоянно против Бога, на делание зла творениям Божиим и прежде всего — человеку. Преподобный Серафим Саровский говорил о демонах: "Они гнусны, их сознательное противление благодати обратило их в ангелов тьмы, в невообразимые чудовища. Но, будучи по природе ангелами, они обладают необъятным могуществом. Малейший из них мог бы уничтожить землю, если бы Божественная благодать не делала бы бессильной их ненависть против Божия творения; но они пытаются погубить тварь изнутри, склоняя человеческую свободу ко злу" [40].

    Для злых духов никакое исправление воли, никакое покаяние невозможны. Гордость и обдуманное, бесповоротное упорство в противлении Богу влекут их все дальше и дальше, они отпадают от Бога в страну мрака, зла и духовной смерти, где нет места для раскаяния.

    Свидетельством тому, что диавол вместе с другими падшими духами действительно не обнаруживает никаких признаков раскаяния, служат его непрерывно продолжающиеся пагубные действия в мире. Искусив первых людей, он через грех и смерть проложил путь к своему господству в мире. Он распростер свою власть над людьми древнего мира, злых и порочных возвеличивая, а добрых и благочестивых преследуя и доводя даже до смерти. Но особенно же враждебную и губительную для людей силу проявил он в язычестве и идолопоклонстве, которое было его делом и которое послужило для него самым важным и пригодным орудием к распространению лжи и обмана, заблуждений и пороков. Не прекратилась также и не прекращается его смертоносная деятельность на земле и с установлением здесь благодатного царства Христова, потому что и после этого он продолжает властвовать над остающимися вне этого царства, всецело порабощая себе их души, а иногда овладевая самими их телами. Кроме того, он непрестанно вторгается и внутрь самого царства Христова, всячески стараясь наносить ему ущерб, для чего неустанно ведет хотя невидимую и неуловимую, тем не менее самую упорную и опасную борьбу как со слабейшими, так, в особенности, с более сильными в вере и благочестии — борьбу, нередко оканчивающуюся если не полной гибелью, то чувствительными поражениями последних.

    Господь попускает проявиться злой воле демонов, так как Он не нарушает свободы ни одного из разумных существ. Вместе с тем, Он всегда ограничивает пагубные действия духа злобы, направляя их к благу людей. Тогда как после обольщения прародителей диавол все более и более распространял свою власть и господство над людьми, Господь, со Своей стороны, подготовил все к тому, чтобы совершенно поколебать и ниспровергнуть эту власть, что и было совершено пришедшим на землю Сыном Божиим, Который, разрушив царство диавола, основал Свою Святую Церковь. Истинно верующим Он даровал силу противиться духам злобы и господствовать над ними. "Что Христос родился для сокрушения демонов, — писал святой Иустин, обращаясь к язычникам, — это и теперь вы можете узнать из того, что происходит перед вашими глазами. Ибо многие из наших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцеляют множество одержимых демонами и во всем мире, и в нашем городе, заклиная именем Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате... тем побеждают и изгоняют демонов, овладевших людьми" [41].

    Правда, дух злобы никогда не перестает нападать на верующих во Христа. Ведя с ними постоянную и ожесточенную брань, он, однако, никогда не насилует человеческой свободы, прибегая к чарующим обольщениям и лукавым советам и убеждениям. Потому с помощью благодати Божией христианин может с успехом отражать все вражий нападения через сердечное призывание имени Иисусова, крестное знамение, от которого трепещут демоны. При упорной бесовской брани бывают необходимы молитва и пост, которые поддерживают и подкрепляют силы души, а также духовное бодрствование (борьба с греховными помыслами), при котором духовному борцу легче бывает подметить все искусительные диавольские ухищрения и вовремя их отразить.

    Искушения диавольские Господь попускает, во-первых, для посрамления же и уничижения диавола и, во-вторых, для испытания и укрепления воли в добре своих последователей. Подвижники в борьбе с бесовскими искушениями приобретают духовную опытность, познают свои духовные недуги и, врачуя их, совершенствуются в добре. "Человеколюбец Бог, — пишет святитель Василий Великий, — употребляет жестокость демонов к нашему уврачеванию, подобно тому, как мудрый врач употребляет яд ехидны к излечению больных". Златоуст же по этому случаю говорит следующее: "Если кто спросит, почему Бог не уничтожил древнего искусителя, мы ответим, что это Он сделал не по чему-либо иному, как по великой попечительности о нас. Ибо если бы лукавый овладевал нами насильно, то тогда бы этот вопрос имел некоторую основательность. Но так как он не имеет такой силы, а может только к себе склонять нас, тогда как мы можем и не склоняться, то для чего ты устраняешь повод к заслугам и отвергаешь средство к достижению венцов?.. Бог для того оставил диавола, чтобы те, которые уже побеждены им, низложили его самого, а доблестные имели случай к обнаружению своей (твердой) воли... Диавол зол для себя, а не для нас: потому что, если мы захотим, можем приобрести чрез него много и добра, конечно, против его воли и желания, в чем и открывается особенное чудо и необычайно великое человеколюбие Божие... Когда лукавый устрашает и смущает нас, себя тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя и тогда с большим усердием прибегаем к Богу". По святому Иустину, Бог ради христиан "медлит произвести смешение и разрушение Вселенной, так, чтобы не было уже более злых ангелов или демонов", конец пагубной деятельности которых будет окончательным осуждением злых духов на вечные адские мучения.

     

    Примечания

    [1] Св. Григорий Богослов. Слово 38 // Творения. Т. 3.

    [2] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн. 2. Гл. III С. 191.

    [3] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн. 2, Гл. III. С. 190.

    [4] Там же. С 189.

    [5] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн. 2. Гл. III.

    [6] Еп. Сильвестр. Цит. соч. Т. 3. С. 168.

    [7] Св. Афанасий Великий. Беседы на псалмы //Творения. Т. 4. С. 265.

    [8] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн. 2. Гл. III. С. 190.

    [9] Настольная книга священнослужителя. М., 1986. Т. 5. С. 263.

    [10] Словарь библейского богословия. Стб. 1145.

    [11] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн. 2. Гл. III С. 190.

    [12] Архим. Киприан (Керн). Цит. соч. С. 357.

    [13] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... С. 189.

    [14] В. Лосский. Догматическое богословие. С. 151.

    [15] Преп. Иоанн, игум. Синайской горы. Лествица. Слово 26, п. 152. С. 203.

    [16] Еп. Сильвестр. Цит. соч. Т. 3. С. 172.

    [17] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн. 2. Гл. Ш. С. 188-189.

    [18] Цит. по: архим. Киприан (Керн). Указ. соч. С. 358.

    [19] Там же. С. 357-358.

    [20] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн. 2. Гл. III. С. 190.

    [21] Там же. С. 189.

    [22] Цит. по: архим. Киприан (Керн). Указ соч.

    [23] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... С. 190.

    [24] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн. 2. Гл. III. С. 191.

    [25] В момент установления праздника церковный год начинался 1 марта.

    [26] Настольная книга священнослужителя. М., 1978. Т. 2. С. 254.

    [27] Св. Кирилл Иерусалимский. Огласительные слова. Беседа 15. П. 24.

    [28] Флоровский Г., прот. Византийские отцы V-VIII вв. С. 112.

    [29] Диониой Ареопагит. О небесной иерархии. Гл. 7, § 1,2. М., 1845. С.25-29

    [30] Св. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Гл. 6, § 1. С. 24.

    [31] Прот. И.Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Нью-Йорк, 1985. С. 291-292.

    [32] Православное исповедание веры. Ч. I, ответ на вопрос 20.

    [33] Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. С. 551.

    [34] Прил. к "Православному обозрению" 1868. Ч. 1. С. 92—93.

    [35] Из дневника за 1899 год.

    [36] Св. Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти. С. 214.

    [37] Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. I. С. 722.

    [38] Св. Иоанн Златоуст. Творения. Ч. 3. С. 231.

    [39] Св. Феофан Затворник. Толкование на Послание к Ефесянам. С. 412.

    [40] С. Нилус. Служка Божией Матери и Серафимов // Угодник Божий Серафим. M., 1993. Т. 2. С. 46.

    [41] Св. Иустин Философ. Апология II. п. б // Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1978. С. 351.

     

    Источник: www.azbyka.ru

     

     

    Ангелы в Священном Писании Corpus Аreораgiticum Святой Дионисий Ареопагит и святой Максим Исповедник Ангелология Архангел Архистратиг Существует ли зло? Можно ли спастись вне Церкви? Воздушная блокада, или где живут демоны Отчитка бесноватых? Учение святителя Игнатия (Брянчанинова) о природе рая, ангелов и души человека Сущность разногласий в учении епископов Феофана и Игнатия о духе, душе и теле Образ и подобие Божие (Человек и Ангелы) Православное учение об ангелах

     

    Copyright © 2007-2011 "Angelologia. Православное учение об Ангелах"
    Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного согласия редакции.

    Rambler's Top100