Angelologia. Православное учение об Ангелах

  • На главную страницу
  • Работы православных богословов XVIII-XXI вв.
  •  

    Angelologia. Православное учение об Ангелах

    ___________________

    Ангел-хранитель

    Статья из «Православной энциклопедии»

     

    Ангел Хранитель. Источник: прислано посетителем нашего сайта

    Ангел Хранитель. Источник: прислано посетителем нашего сайта

     

    Наименование Ангел-хранитель относится к ангелам, которые в вещественном мире исполняют определенные виды служения. Одни из них, по замечанию прп. Иоанна Дамаскина, «оберегают области земли; и управляют народами и странами, смотря по тому, как повелено им Творцом» (De fide orth. II 3). «Сии умы, - пишет свт. Григорий Богослов, - прияли каждый одну какую-либо часть Вселенной или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо сие было все Устроившему и Распределившему...» (Or. 28). В Книге пророка Даниила такие ангелы названы «князьями» (то есть правителями) иудейского, греческого и персидского царств (10. 13-21). Однако ангелы, как свидетельствует Священное Писание, управляли и другими царствами и народами. «И фараону ангелом, поставленным над египтянами, - читаем в «Ареопагитиках», - и царю Вавилонскому своим ангелом в видениях было возвещено о промысле и власти Управляющего всем и над всем Господствующего» (CH IX 4).

    Некоторые отцы Церкви (святители Григорий Богослов, Епифаний Кипрский, Амвросий Медиоланский и др.) утверждали, что Ангела-хранителя имеет каждая христианская Церковь. «Вас печалит, - обращается свт. Василий Великий к пресвитерам Никопольской Церкви, - что извергнуты вы из ограды стен; но вы водворитесь в крове Бога Небесного, и с вами - ангел - блюститель Церкви» (Ep. 230).

    Наконец, Ангела-хранителя может иметь каждый человек, если его жизнь, как и жизнь ангелов, выражается в служении Богу и людям. Такой ангел, по свидетельству Псалмопевца, «ополчается вокруг боящихся Его (Господа. - М. И.) и избавляет их» (Пс 33. 8). Ангела-хранителя имели ветхозаветные праведники (Быт 48. 16). В новозаветные времена он, по свидетельству церковного Предания, даруется человеку во время его крещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, если христианин стремится к богоуподоблению. Иисус Христос, призывая быть «как дети» (Мф 18. 3), указывал, что благодаря детской чистоте и непорочности ангелы их всегда пребывают с ними и «на небесах всегда видят лицо Отца... Небесного» (Мф 18. 10).

    Вера в существование Ангела-хранителя в христианской Церкви получила широкое распространение уже в апостольские времена, о чем свидетельствует чудесный случай освобождения апостола Петра из темницы (Деян 12. 7-17). Люди, находившиеся в доме Марии, матери Иоанна Марка, не поверили служанке, утверждавшей, что апостол Петр освобожден и стоит у двери дома, и полагали, что это был Ангел-хранитель апостола (Деян 12. 15).

    Ангелы-хранители не оставляют верных Богу, «и распоряжаются нашими делами, и помогают нам» (Ioan. Damasc. De fide orth. II 3) не только в течение земной жизни, но и в минуты смерти и после нее. «Всегда содержи в уме своем мысль о смерти, - пишет прп. Феодор Студит, - размышляй о самом разлучении души от тела, - разлучении, которое будет под начальственным смотрением твоего ангела» (Ep. 482). После разлучения с телом душа, по замечанию свт. Кирилла Александрийского, «будучи принята святыми ангелами и под кровом их протекая воздушное пространство и возносяся на высоту... встретит различные мытарства, кои будут преграждать ей путь в Царствие...» (Hom. div. 14).

     

    Лит.: Алексий [Ржаницын], архим. Об ангелах-хранителях // ПрТСО. 1849. № 8. См. также литературу к ст. «Ангелология».

     

    М. С. Иванов

     

    Гимнография

    Наряду с ангельским чином в целом (см. Ангелология, раздел «Гимнография») почитаются ангелы, которых Господь «приставил еси хранители человеком» (тропарь 3-й песни канона утрени 8 ноября). Среди гимнографических текстов, посвященных Ангелу-хранителю, известны 2 канона: Иоанна Мавропода, митр. Евхаитского (XI в.), и анонимный. Канон Иоанна 4-го плагального, то есть 8-го, гласа, с акростихом: «Τον αγγελον μελπω σε τον φυλακα μου, ωδη μοναχου Ιωαννου» (греч.- «Ангела пою тебя, хранителя моего, песнь монаха Иоанна»; начало - «Неусыпаемаго хранителя души моея») имеет при себе седален 4-го гласа «Души моея хранитель и телесе, избранный ми от Бога божественный ангеле», кондак 2-го гласа «Божий служителю и хранителю мой преизрядне», группу стихир 2-го гласа и молитву «Святый ангеле, предстояй окаянней моей души и страстней моей жизни» (Псалтирь следованная. Ч. 1. С. 344-351), входящую в греческих Церквах в состав повечерия, а в Русской Православной Церкви в состав утреннего келейного правила. Этот более пространный канон помещен в печатных греческих Великих Часословах (Ωρολογιον το μεγα. Αθηναι, 1992. Σ. 639-649) и в славянских Следованных Псалтирях, как рукописных, так и печатных (напр., Син. 350. Л. 426 об.- 433, XV в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 422). В современных русских богослужебных книгах, а также канонниках и молитвословах обычно печатается другой анонимный канон 8-го гласа Ангелу-хранителю (начало - «Песнь воспети и восхвалити, Спасе») с тропарем 6-го гласа «Ангеле Божий, хранителю мой святый», седальном 2-го гласа «От любве душевныя вопию ти, хранителю моея души», кондаком «Явися мне милосерд, святый ангеле Господень, хранителю мой» и икосом «Уничиженную душу мою многими соблазны» 4-го гласа, молитвой «Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся» (Псалтирь следованная. Ч. 1. С. 336-343). Этот канон известен уже по славянским рукописным Следованным Псалтирям (напр., Син. 708. Л. 342-346, XV в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 425). В современной славянской Следованной Псалтири печатаются оба канона. 2-й канон в современной практике Русской Православной Церкви входит в состав келейного иноческого правила. Один из канонов обычно прочитывается накануне Причащения.

    Ангелы-хранители упоминаются в различных богослужебных текстах, напр. в анафоре литургии свт. Василия Великого - «ангелы поставил еси хранители». На вечерне, утрене и литургии произносится просительная ектения, в состав которой входит прошение «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим». Прошение о даровании «ангела мира» - обычный элемент заключительных частей богослужебных последований в Древней Церкви (ср.: 11-е Послание свт. Василия Великого); оно, вероятно, восходит к ветхозаветным представлениям о том, что молящегося, выходящего из храма, сопровождают ангелы; под «ангелом мира» в христианской традиции может пониматься как Ангел-хранитель, так и Сам Господь Иисус Христос, Ангел Великого Совета (см. Taft. Great Entrance. P. 318-322; idem. Liturgy of the Hours). Молитвы Ангелу-хранителю включены в утреннее («Святый ангеле, предстояй окаянней моей души и страстней моей жизни» - молитва при каноне Иоанна Мавропода) и вечернее («Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего») молитвенные келейные правила в Русской Православной Церкви. Упоминания Ангела-хранителя встречаются и в других молитвах вечернего келейного правила - «И посли ми ангела мирна, хранителя и наставника души и телу моему», «Тебе, Господа Бога моего, всегда прогневляю, и Пречистую Твою Матерь, и вся небесныя силы, и святаго ангела хранителя моего». Известен акафист Ангелу-хранителю (Акафистник. М., 1992. Ч. 2. С. 125-137).

     

    А. Ю. Никифорова

     

    Иконография

    Изображения Ангела-хранителя с соответствующей надписью появились в русской иконописи в конце XVI в., напр. на иконе письма Назария Савина, кон. XVI - нач. XVII в. (ГРМ). В подробных текстах, заимствованных из «Слова от видения апостола Павла», на образе «Ангел-хранитель с деяниями», 3-я четв. XVII в. (ГИМ; из собрания А. С. Уварова), со сложной иконографической программой, указаны атрибуты Ангела-хранителя: «Носит Ангел Господень крестное ограждение, меч, душевное соблюдение, врагу оскудение...» (Уваров. С. 131); в одном из сюжетов он крестом осеняет человека, а мечом отгоняет беса.

    Образ Ангела-хранителя получил распространение во 2-й половине XVII века, вероятно под влиянием западноевропейской художественной традиции (Тарасов. С. 390). Обычно он представлен стоящим на облаке, в зеленом хитоне и киноварном гиматии или в белом одеянии, с крестом в правой руке и мечом в левой: на московской иконе середины XVII века (ГТГ); в росписях церкви Воскресения Христова в Ростове, около 1675 г., - с благословляющей десницей; на паперти Троицкого собора Ипатиева монастыря, 1684 г. (артель костромичей Г. Никитина, С. Савина); на иконе «Спас Вседержитель» Г. Никитина (?), ок. 1680 г. (алтарь церкви Воскресения на Дебре в Костроме), - в молении Иисусу Христу, со скрещенными на груди руками, вместе с великомучеником Феодором Стратилатом; на южной двери иконостаса церкви Воскресения в Кадашах в Москве, выполненной в конце 80-х - начале 90-х гг. XVII в. иконописцем Оружейной палаты П. Ф. Билиндиным (в настоящее время в музее-усадьбе Останкино в Москве), с надписью: «Агг[е]лъ хранитель с[вя]т[о]го жертвенника»; на прориси с образа XVII в. из Сийского иконописного подлинника - в правой руке Ангела-хранителя, обнимающего древо креста, трость и копие, вверху в медальоне - оплечный образ Христа Эммануила, внизу подпись: «Агг[е]ль Хр[и]стов, живот мои соблюдаи во страсъ Х[рист]а Б[о]га н[а]шего» (Кондаков. Ил. 72).

    Изображения Ангела-хранителя с деяниями имеются: на костромской иконе 40-х гг. XVII в. (КИАМЗ); на иконе ок. 1670 г. мастера Оружейной палаты (ГТГ) с 4 сюжетами: покаяние праведника перед смертью, смерть благочестивого христианина, трапеза праведника, пир грешника; на иконе Федора Рожнова 1696 г. (ГТГ), происходящей из Патриаршей ризницы, с 2 сюжетами; на иконе «Ангел хранит спящего человека» кон. XVII - нач. XVIII в. (ЦМиАР); на прориси с образа нач. XVIII в. из Сийского иконописного подлинника; на прориси с иконы конца XVIII в. из собрания Г. Д. Филимонова (Кондаков. Ил. 70, 71). На иконе нач. XVIII в. (ЦМиАР) Ангел-хранитель изображен на облаке, с крестом в правой и огненным мечом в левой руке, вверху представлено поклонение Ангела-хранителя, держащего развернутый свиток, Иисусу Христу; внизу слева - молитва благочестивого христианина перед сном, Ангел-хранитель записывает на свитке его деяния; справа - Ангел-хранитель с крестом и мечом охраняет человека, осеняющего себя перед сном крестным знамением, рядом надпись из Пс 33. 8. Редким памятником является икона «Ангел-хранитель с 12 клеймами деяний» середины XIX в. (ЦМиАР). В ряду избранных святых на полях образ Ангела-хранителя помещен на иконе Божией Матери «Троеручица», с избранными святыми, кон. XVII в. (ГИМ),- поясное изображение, рядом с архангелами Михаилом и Гавриилом; на Владимирской иконе Божией Матери, 2-я пол. XVII в.? (ГИМ), - в рост, правая рука поднята в молении; на иконе Божией Матери «Умиление», с избранными святыми, 60-е гг. XIX в. (ГИМ), - копии с образа С. Ушакова. В росписи южного и северного порталов Успенского собора Московского Кремля Ангел-хранитель представлен справа от врат сидящим и пишущим на свитке (ср. изображения ангела, записывающего имена входящих в храм); живопись относится ко времени поновлений росписи в XIX и XX вв.

    Святой Иоанн Креститель и святой Ангел Хранитель. Икона. Начало XVIII века. Источник: прислано посетителем нашего сайта

    Святой Иоанн Креститель и святой Ангел Хранитель. Икона. Начало XVIII века. Источник: прислано посетителем нашего сайта.

    Ангел Хранитель. Икона. Источник: прислано посетителем нашего сайта

    Ангел Хранитель. Икона. Источник: прислано посетителем нашего сайта.

    Ангел Хранитель. Икона. Источник: прислано посетителем нашего сайта.

    Ангел Хранитель. Икона. Источник: прислано посетителем нашего сайта.

    Святые и Ангел Хранитель. Икона. Источник: прислано посетителем нашего сайта.

    Святые и Ангел Хранитель. Икона. Источник: прислано посетителем нашего сайта.

    Ангел Хранитель. Современная икона

    Ангел Хранитель. Современная икона.

     

    В XVIII и особенно в XIX в. встречаются единоличные изображения Ангела-хранителя (напр., на прориси с иконы кон. XIX в. (ИРЛИ. ПД) - на его груди медальон с образом Младенца Христа), но наиболее часто образ Ангела-хранителя присутствует на «семейных» иконах нередко старообрядческого происхождения, в центре группы святых, соименных заказчикам, где выступает покровителем и хранителем семьи: «Ангел-хранитель и избранные святые» 1829 г. (ЦМиАР); «Ангел-хранитель, равноапостольная княгиня Ольга и мученик Акепсим» мстерского иконописца И. Панкрышева, 1895 г. (ГМИР; поднесена императорской семье в связи с рождением св. блгв. царевны Ольги Николаевны), - Ангел-хранитель представлен с ветвью и мечом; на иконах «Ангел-хранитель и избранные святые», кон. XIX - нач. XX в., мастерской М. О. и Г. О. Чириковых (Частное собрание), и нач. XX в. (ЦМиАР); на эмалевой иконе «Священномученик Елевферий, еп. Иллирийский, Ангел-хранитель и великомученица Екатерина», 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР). Нередко Ангел-хранитель представлен с почитаемыми святыми, как в меднолитом трехстворчатом складне «Деисус с избранными святыми», 1721 г. (ГРМ); на иконе «Ангел-хранитель, мученики Флор и Лавр», кон. XIX в. (ЦМиАР); на полях икон, напротив патронального святого: «Мученики Гурий, Самон и Авив», 2-я пол. XIX в. (ГМИР), - с мученицей Антониной; на Владимирской иконе Божией Матери, посл. четв. XIX в., палехской мастерской Белоусовых (Частное собрание. Палех), - с мц. Софией. Образ Ангела-хранителя введен в группу избранных святых, предстоящих Распятию Христову, на старообрядческой иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (ГТГ). Сюжетные изображения с Ангелом-хранителем встречаются в русском религиозном лубке: рукописном («Смерть блаженной Феодоры и видение мытарств души», 2-я пол. XIX в. (ГИМ), - Ангел-хранитель принимает душу усопшей и ведет ко Христу) и гравированном (лист с образом Ангела-хранителя из Синодика Л. Бунина, сер. 60-х гг. XVIII в. (РГБ)).

    В начале XX в. появились изображения Ангела-хранителя на фоне Московского Кремля: иконы письма В. П. Гурьянова 1901 г. (Церковь свт. Николая в Клённиках. Москва) и 1912 г. (ГМИР). В 1997 г., к 850-летию Москвы, в иконописной мастерской церкви свт. Николая в Клённиках была создана икона «Ангел-хранитель града Москвы».

    Ангел-хранитель града Москвы. Икона. 1997 г. (Церковь свт. Николая в Клённиках. Москва)

    Ангел-хранитель града Москвы. Икона. 1997 г. (Церковь свт. Николая в Клённиках. Москва)

     

    Лит.: Уваров А. С. Образ Ангела-хранителя с похождениями // он же. Сб. мелких тр. М., 1910. Т. 1. С. 127-133. Таб. LXXXV. 129; Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник. СПб., 1905. Т. 1. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 281, 396-397, 438. № 733, 734, 898, 945. Ил. 156; Брюсова В. Г. Русская живопись XVII в. М., 1984. С. 23, 98; Маркелов Г. В. Прориси и переводы с икон из собр. Пушкинского Дома. СПб., 1998. С. 25, 140-141; Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995. С. 112-115, 266-267, 355.

     

    Я. Э. Зеленина, М. Н. Кречетова

     

    Полная версия статьи

     

     

     

    Патриарх Кирилл. Об ангелах Кто такой Ангел Хранитель и как именно он может помочь? Святитель Филарет (Дроздов). Об ангелах О добрых духах Святые отцы об Ангеле Хранителе О Промысле Божием по отношению к миру духовному О том, что Ангелы помогают людям "Призывай Ангела Хранителя твоего". Из писем святителя Макария (Невского) Явления и чудесная помощь Ангелов Об ангелах-хранителях Ангел Хранитель как личность и проблемы его изображения в православной иконописи Молитва Ангелу-Хранителю Посмертная участь человека. О "мытарствах"

     

    Copyright © 2007-2011 "Angelologia. Православное учение об Ангелах"
    Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного согласия редакции.

    Rambler's Top100